Татьяна Утешева
Патриотическое воспитание в младшей группе детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Публикация «Патриотическое воспитание в младшей группе детского сада,» размещена в разделах
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Тамбовской области, воспитываем уважение и любовь к ней.
Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Цель:
Формировать у детей младшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Тамбовской области. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
• Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к взрослому, к пожилым родственникам.
• Вызывать у детей желание посещать детский сад с удовольствием, встречаться с друзьями, играть.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к сотрудникам детского сада, знать и называть их по имени отчеству; бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь дома и в саду.
• Познакомить детей со всеми помещениями детского сада; с историей детского сада.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь «Здравствуйте!»
(знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» Природоохраняемая акция
«Сбереги цветок» «Мы идем искать!» (растения участка, природа родного края)
Октябрь Беседа «Моя семья» Проект -занятие «Мама, папа, я – дружная семья» Рисование «Моя семья» «Как животные Тамбовского края готовятся к зиме» (заяц, медведь, белка)
Ноябрь «Золотая мама»(знакомство с трудом мамы) Беседа «В детском садике своем очень весело живем» Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Декабрь Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»(Изготовление кормушек (совместный труд пап и детей) Прогулка по ближайшей улице, находящейся возле детского сада, знакомство с расположением ближайших объектов (С\совет, магазин) Любимая Наташа (знакомство с работой няни) Рассматривание иллюстраций «Профессии».
Январь «Моя Дмитриевщина». Рисование
«Мы построим новый дом». Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых знакомых пряниками»
Февраль «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. Лепка «Ягоды рябины для снегиря» «Папа может, папа может….»Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Расту здоровым!»
Март «Мамин праздник» Проект (рисование) «Для мамы цветочек нарисую. Порадую милую, дорогую». «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Уход за комнатными растениями.
Апрель «Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». Труд взрослых Рисование «Мой дом» Настенное панно-аппликация «Наша улица» с наклеиванием рисунков «Мой дом»
Май «Хороши весной в саду цветочки….»(знакомство с клумбой, цветами) Рисование «Праздничный салют» Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В. Степанова «Наша природа». «Вот моя деревня, вот мой дом родной»(рисование)
Июнь Природоохраняемая акция «Посади цветок»(совместный труд мам и детей)
Лепка «Цветочек» Беседа «Береги воду» «Путешествие по участку»
Июль «Труд воспитателя». Веселые старты «В здоровом теле, здоровый дух».
«Друзья наши меньшие» – знакомство с кошкой,собакой. Рисование собака, кошка.
Август Рисование «Березка под окном» Рассматривание семейных фотоальбомов.
Изготовление фотоплаката «Как я провел лето» Лепка «мама, папа, я»
Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно – ролевая игра: «Семья», «Детский сад», «Экскурсия по родному селу», «Экскурсоводы».
Дидактические игры: «Я живу по адресу», «Угадай профессию», и др.
Коммуникативные: «Назови ласково», «Передай настроение», «Что делать, если ты потерялся (на улице, в магазине)» и др.
Речь и речевое развитие Составление рассказов: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «С кем я дружу», «Моя улица», «По дороге в детский сад» и др.
Рассматривание картин, иллюстраций. Целевые прогулки, экскурсии.
Беседы: «Чем занимаемся в детском саду», «Кто работает в детском саду», «Как зовут по имени отчеству сотрудников детского сада», «Какие дома на нашей улице», «Наша малая родина – Дмитриевщина».
Разучивание и использование потешек, считалок, загадок, игрового фольклора.
Продуктивно – художественная деятельность Рисование «Мой дом», «Моя семья», «Что видно из моего окна», «Мое село»
Оформление выставок.
Составление коллажа «Наша улица»(с применением детских рисунков»
Трудовая деятельность Труд в уголке природы, на участке, содержание игрушек в порядке, коллективный труд, дежурство в уголках природы.
Трудовые поручения в группе и дома.
Познавательная деятельность Познавательные занятия: «Моя мамочка», «Мамин труд», «Наша дружная семья» (рассматривание семейных фотоальбомов).
Экскурсия по детскому саду.
Социальное развитие Создание коллажей «Моя семья».
Создание гербария «Растения нашей местности»
Здоровье и физическое развитие Русские народные подвижные игры: «Эстафеты», физкультурные праздники и др.
Музыка Хороводы, заклички, песни о маме, бабушке, папе, детском саде.
Хороводные игры, русские народные музыкальные игры «
Взаимодействие с родителями Анкетирование
Беседы с родителями
Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставок «Моя малая родина», «Моя семья»
Привлечение родителей к проведению совместных занятий, праздников и развлечений.
В конце года дети должны знать:
• Знать имя, отчество родителей.
• Знать где работают их родители.
• Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
• Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
• Знать некоторых домашних и диких животных родного края;
• Бережно относиться к растениям и насекомым (без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых).
• Знать название своего села; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них (мама, папа, бабушки, дедушки, воспитатель, няня)
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п Мероприятия Сроки выполнения
1 Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая) сентябрь
2 Выставка букетов и цветов, собранных на участке. октябрь
3 «День матери» .Чаепитие. ноябрь.
4 Украсим группу детского сада к Новогоднему утреннику. декабрь
5 Оформление стенда «Моя семья». январь
6 Конкурс поделок «Защитнику Отечества». февраль
7 «Мой – папа»;совместное изготовление кормушек для птиц. март
8 Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». апрель
9 «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). май
10 Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». Июнь
11 Конкурс совместного рисунка «моя кошка, моя собака» июль
12 Фотовыставка «как я провел лето» август
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание". В последнее время это одно из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе.
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
-Да
-Нет
2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
-Да
-Нет
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?
-воспитатели.
-родители.
-государство.
-не знаю.
4. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном селе?
-Да.
-Нет.
-Не знаю.
5. Рассказываете ли вы своему ребенку о селе Дмитриевщина его истории, знаменитых людях?
-Да.
-Нет.
-Никогда.
-Я вообще не понимаю о чем речь.
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
-Да.
-Нет.
-вырастет, сам узнает!
-воспитатели и учителя научат и познакомят.
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному селу?___
СПАСИБО!
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Если ребенок испытывает чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с хорошим подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного села, красоту природы родного края.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, школы, сельского совета т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по уборке, благоустройству и озеленению своего двора, участка.
• Расширяйте собственный кругозор
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей (учите отличать хорошие и плохие поступки)
. На собственном примере воспитывайте в ребенке вежливость, доброту, взаимовыручку и взаимопонимание.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.