Швецова Екатерина
Патриотическое воспитание в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского возраста. Эта проблема возникла не сама по себе. Долгое время, с конца 80-х прошлого века и вплоть до сегодняшних дней, в нашей стране из образовательного процесса была фактически выдавлена функция воспитания в целом. И вот теперь, когда вдруг выяснилось, что образования без воспитания не существует, вернулась потребность в воспитании патриотизма у детей всех возрастов, начиная с 3-4 лет. Возможно ли это сегодня? И если возможно, то как осуществлять деятельность такого рода?
Публикация «Патриотическое воспитание в дошкольном образовании» размещена в разделах
Для начала следует определиться с главным понятием. Что такое патриотизм? Толковые словари дают следующее определение: патриотизм - (греч. — «соотечественник», — «родина», «отечество») — политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Как видно из определения, основными близкими по смыслу словами являются «родина», «отечество». Если убрать из понятия «политический принцип», то всё остальное коррелирует с темой традиции и семейных ценностей. И это справедливо, потому что Родина для каждого из нас начинается с семьи. В этой связи хочется отметить, что воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста должно осуществляться совместными усилиями родителей и воспитателей дошкольных учреждений.
В данной статье попробуем осветить те принципы и подходы, которые помогут определить направление воспитания патриотизма у детей.
1. Воспитание патриотизма должно быть искусно вплетено в игры и обучение в целом. Например, можно узнать у детей, где они родились, на какой улице живут. Начать в данном случае можно с себя, рассказать про место своего рождения, адрес на карте города. Когда дети приезжают после летних каникул, можно поговорить с ними о том, где они побывали, что нового увидели и узнали. Закрепить эти новые впечатления в рисунках.
2. Наша большая Родина начинается с малой родины: города, села, республики, края. Необходимо рассказывать детям, что мы все являемся маленькими частичками большой страны. С этой целью можно показывать небольшие игровые ролики на 5-7 минут памятных мест, характерных символов республики Башкортостан (памятник Салавату Юлаеву, герб города Уфа с куницей, вид Парка Победы, набережная р. Белая и т. д.) и всей страны в целом (памятные места Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и др.).
3. Воспитание маленьких патриотов невозможно без особого внимания к языку, на котором мы говорим. Здесь необходимо непосредственное сотрудничество воспитателей и родителей. Языковая культура – это часть воспитания в целом и патриотизма в частности. Очень важно учить стихи, песни о природе родного края, о любимых родных людях. Можно начинать играть в кроссворды (на 5-7 слов, где будут присутствовать известные названия городов, рек, имён национальных и сказочных героев России. В этом занятии простор для творчества велик.
4. Очень важно в воспитательном процессе уделять значительное время знакомству с родной природой. Дети – маленькие исследователи. Рассказывая о животных и растениях родного края, мы приобщаем детей к экологической культуре. Воспитываем в них эмпатию к тем, кто слабее человека.
5. В возрасте 5-7 лет можно начинать читать стихи и рассказы о войне.
Конечно, эта тема довольно сложная, но без чуткого и внимательного отношения к ней, будет трудно воспитать детей патриотами своей страны. И тут как нельзя кстати посещение таких мест, как Парк Победы (г. Уфа, музей Великой Отечественной войны на территории парка.
Существует ещё довольно много примеров того, как можно организовать воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста. В рамках данной статьи мы коснулись нескольких из них. Но далеко не всех. Следует отметить, что процесс этот сложный и интересный. Шаг за шагом мы учим детей понимать и любить этот мир во всём его многообразии. И во многом от совместных усилий родителей, педагогов и воспитателей зависит то, какие нравственные ориентиры выберут дети в будущем.