Екатерина Братцева
Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Формировать патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства — основная цель работы по развитию патриотических чувств у дошкольников.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:
— воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формировать бережное отношение к природе и всем живому;
— развивать интерес к русским традициям и промыслам;
— формировать элементарнее знания о правах человека;
— знакомить с символами государства ;
— воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Решая данные задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, используя следующие методы:
-наглядный необходим во время чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок,
-словесный представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений, стихотворений детьми, воспитателем, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно - ролевые, дидактические, игры – драматизации и др., загадывания загадок, иллюстрациям, разбора ситуаций, проведения викторин;
-практический используется, когда нужно организовать продуктивную деятельность провести игры (строительные, дидактические, подвижные, ма-лоподвижные, инсценировки и др., сшить кукол к сказкам, провести экскурсии, вечера с родителями, сверстниками, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Условия для эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников :
-комплексный подход;
-знание педагогом истории и культуры своего народа;
-правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
-тематическое построение материала;
-подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей;
- тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
-вовлечение членов семей в педагогический процесс;
- создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.
Организация работы по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по ФОП включает в себя:
1)Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника отечества и создателя, ответственного за будущее своей страны.
2)Ценности – Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом, ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3)Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни ее уклада, народных и семейных традиций.
4)Работа по патриотическому воспитанию предполагает : формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков, «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие» патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины.
Проанализировав цели и задачи патриотического воспитания, я заметила, что они включены во все виды детской деятельности: во время проведения образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Я воспитываю у детей не только патриотические чувства, но и формирую их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Основной формой патриотического воспитания детей является тематическая образовательная деятельность. Приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагать найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.
В нашей группе создан центр патриотического воспитания. Идея центра заключается в том, что в нём представлены материалы, которые касаются не только нашей великой страны: флаг, президент, гимн, но и нашей маленькой Родины –Города Шадринска.
Благодаря родителям, которые принесли фотографии, рассказали истории своих родственников, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, был создан альбом. В Центре есть мини-музей народных промыслов, в котором представлены народные игрушки. Информация о человеке, который первым совершил полёт в Космос - Юрии Гагарине. Также в нашем уголке патриотического воспитания есть папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры, пазлы, игры "Профессии", папки с творческими заданиями, текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек).
При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаю благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваютс, активность, любознательность, обогащается и развивается речь. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Для реализации данных знаний созданы фото альбомы «Улица на которой мы живем», «Достопримечательности родного города», «Знаменитые люди родного края»После моих рассказов о родном городе, о людях, проживающих в нем, фотографий и т. д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном городе
Большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, знаниям об отечественных традициях и праздниках. На кануне праздника «День защитника отечества», будет организована выставка «Защитники Отечества». Так же детям совместно с родителями будет предложено поучаствовать в выставке поделок и рисунков.
Проведены будут тематические беседы: «Российская Армия», «Мирные профессии в Армии», «Хлеб-богатство России», «Символика России», «Достопримечательности города Саранска», «Солдаты и их личностные качества», «Защитники Родины», «Народы России», «Богатыри земли русской».
Не менее важное условие патриотического воспитания — тесная взаимосвязь с родителями, совместно с детьми проходят экскурсии по достопримечательностям родного города.
В результате работы патриотического воспитания детей у ребенка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.