Ирина Новичкова
Патриотическое воспитание дошкольников средствами ИКТ посредством физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников в ФГОС включает в себя следующие задачи:
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами ИКТ посредством физической культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- формирование нравственных и духовных качеств личности;
- формирование чувства гордости за свою страну;
- формирование уважения к национально-культурным традициям своего народа;
- формирование чувства любви к Родине, пробуждение у детей интереса к окружающему миру.
Именно в этот период своего становления дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, недели спорта, квесты.
Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Наибольший воспитательный эффект оказывают массовые спортивные праздники и развлечения такие как:
• «Весёлые старты»
• «Неделя спорта»
• «А ну-ка, мальчики»
• «Будем в Армии служить!»
• «Служу Отечеству!»
• «Олимпийская неделя»
• «Первые шаги к ГТО»
• «День Победы»
• «Туристические прогулки по родным местам»
• Военно - патриотическая игра «Зарница»
• Патриотические проекты : «Навстречу ГТО».
Хочется отметить Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» целью которого является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитание патриотизма и гражданственности через апробацию с детьми 1-ой ступени физкультурно- спортивного комплекса ГТО.
Следуя этой цели мы решаем следующие задачи:
1. Создать предметно - развивающую среду для привлечения детей к сдаче норм ГТО.
2. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
3. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.
4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора игр и игровых упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
5. Формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, город, страну.
6. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Для обеспечения системы работы по данному направлению в ДОУ рекомендуются следующие элементы развивающей среды : стационарное помещение фильмотеки с набором диафильмов, кино и видеофильмов; подбор специальных пособий, книг, альбомов по развитию истории России и Белгорода,где дети знакомятся с бытом родного края; играют в Белгородские народные игры.
Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям (ИКТ). Как отмечается в ряде исследований, в отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответственным образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности. Все это в целом позволяет заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Оптимизация образовательного процесса достигнута не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства : интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение педагога с ребенком.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Презентации позволяют подавать материал в яркой динамичной графической форме, что особенно привлекает детей дошкольного возраста. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей.
Дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. ИКТ обладают наглядностью, яркостью, чёткостью, способностью к быстрому восприятию, они понятны детям. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет мультимедийных эффектов - движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.
В презентации включаются элементарные сведения из истории развития той или иной спортивной игры, предоставляются фотографии известных российских и белгородских спортсменов- представителей данного вида спорта, что позволяет обогатить представления детей по отдельным разделам программы.
Средства мультимедиа позволяют в доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивают логическое мышление детей, усиливают творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, открывают новые возможности для педагогов.
Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов нашего детского сада в области теоретических основ и практических методов патриотического воспитания дошкольников разработаны обучающие семинары на основе презентаций, активные игровые методы, практикумы и тренинги, лекции (проблемные, лекции-диалоги, интернет-поиск в соответствии с определенным заданием. При непосредственном участии педагогов были проведены:
– теоретические семинары «Роль народных игр в патриотическом воспитании детей»;
– обмен опытом (копилка педагогического мастерства, где творческая группа представила фото-, видео-, аудио-, наглядный материал.
– мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии, как средство патриотического воспитания старших дошкольников».
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Использование информационно — коммуникационных технологии в патриотическом воспитании дошкольников являются новой формой подачи информации и обеспечивают образовательный процесс наглядностью и доступностью, оказывая тем самым комплексное воздействие на воспитанников, повышают мотивацию к изучению нового материала, улучшают их информационную и краеведческую осведомленность, интерес детей, родителей и педагогов к истории и культуре России. Данные технологии позволяют делать совместную организованную деятельность педагога с детьми по патриотическому воспитанию по настоящему интересной и привлекательной, яркой и эмоциональной для детей.