Получи документы

Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе

Елена Войтикова
Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы

Е. В. Войтикова, старший воспитатель,

Ю. А. Раудис, заместитель заведующего по УВР МБДОУ

"Детский сад №13"

Проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, формированием привязанности к родной земле, языку, традициям.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе» размещена в разделах

Дошкольный возраст, отмечает А. А. Метечко, «как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма». Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен еще в детстве приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, тогда, когда ребёнок способен увидеть красоту вокруг себя.

Поэтому, считает З. Т. Гасанов, «дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладывается нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания» [1, с. 60]. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Большой интерес представляют современные (последних десяти лет) трактовки понятия патриотизм, которые содержательно отличаются от определений предыдущих лет и отражают происходящие в обществе глубокие изменения. Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно исторических ценностей своего Отечества. Русский ученый А. Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма считал, что «воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному».

В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны.

Характеризуя цели воспитания в советской школе, А. С. Макаренко отмечал, что «каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Ученый подчеркивал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, напряженная работа, часто очень тяжелая, неинтересная и грязная. А. С. Макаренко считал, что удел школы – воспитание преданных родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных»[2, с. 199].Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В. А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится : «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети

видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д.

Список литературы:

1. Гасанов З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания// Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 59-63.

2. Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников// Дошкольное воспитание. – 2008. - № 4. – С. 66-70.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников»Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина»Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект НОД «Моя малая Родина» Программное содержание: Цель: воспитание любви к Малой Родине. Задачи: Образовательные: Закрепить умение узнавать и называть государственные.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 10:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Войтикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД