Наталья Хорват
Патриотическое воспитание дошкольников с помощью народных и православных праздников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников через народные и православные праздники
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников с помощью народных и православных праздников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Работа нравственно – духовной направленности “ Православные праздники на Святой Руси” предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Целью этой работы является повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры через православные и народные праздники.
Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.
Народные праздники корнями своими уходят в древнюю религию славян-солнцепоклонников. Праздновались они в честь солнца. От силы солнца зависела их продолжительность. Люди считали, что праздником, общей радостью можно помочь солнцу окрепнуть. Праздновалось пять основных праздников, это:
- «Святки», которые длятся две недели.
- «Масленица» - длится одну неделю.
- «Зеленые святки» или «Троица» - 3-4 дня.
- «Ивана Купала» - одну ночь (солнце в полной силе и ему не нужна помощь).
- «Осенины» - 4 дня (солнце начинает слабеть).
Повторялось они по календарю из года в год, отсюда и получили название календарных праздников. Церкви не нравилось, что люди поклоняются своим идолам и, чтобы как-то отвлечь народ, церковь свои христианские праздники приурочила к народным. Народ не отказался от своих обычаев и, наряду с христианскими праздниками, продолжал праздновать свои.
Приобщая дошкольников к народной культуре - народным праздникам и традициям придается большое значение. Знакомя детей с содержанием календарных праздников, мы берем только народную составляющую этих праздников, не заостряя внимания на христианской стороне, пытаемся привить у них интерес к возрождению этих праздников, желание самим участвовать в них.
В содержание патриотического и духовно-нравственного воспитания входят :
• События в потоке времени: даты календаря, даты православного календаря, события в жизни семьи, города, края.
• Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий).
• Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.
• Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.
Цель воспитания — воспитание патриотических и духовно - нравственных качеств личности ребенка, основанных на традициях русских народных и православных праздниках.
Задачи образования:
• Познавательные:
1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.
2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.
3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
4. познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян.
5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).
7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)
• Воспитательные :
1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.
2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
• Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные способности детей;
2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);
3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;
4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;
5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик)
Дидактические средства:
• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян;
• Былины, сказки, пословицы (фольклор);
• Народные игрушки;
• Предметы быта;
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта;
• Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;
• Фотографии;
• Репродукции, иллюстрации;;
• Схемы, модели, символы (геральдика);
• Видео, аудио продукция.
Формы работы
- с детьми:
Утренники;
Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;
Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
Беседы, беседы-обсуждения;
Продуктивная деятельность (открытки к празднику);
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Разучивание стихов, песен к празднику;
Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
Оформление фотоальбома «Наши праздники»;
Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;
- с родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
совместные с родителями праздники, спектакли;
консультации;
выставки семейных работ к праздникам;
индивидуальное собеседование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2005.
2. Аполлон Коринфский Народная Русь - М. : Белый город, 2006.
3. Пушкина С. И. Мы играем и поем. – М. : Школьная Пресса, 2001.
4. Науменко Г. М. Народные праздники. – М. : Центр – полиграф, 2001.
5. Панкеев И. А. Русские праздники. – М. : Яуза, 1998.
6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых. – М. : «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.
7. Бородина А. В. Основы православной культуры : Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. – М. : Издательство Основы православной культуры, 2005.
8. Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.
9. Бородина А. В. Основы православной культуры : Рождество Пресвятой Богородицы. Для детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – М., 2008.
10. Бородина А. В. Основы православной культуры : Рождество Христово. Для детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – М., 2008.
11. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 1. - М., 2007.
12. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 2. - М., 2008.
13. Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. – СпБ. : Санин, 2004.
14. Основы православной культуры (с дет. сада до окончания школы) Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы (материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте) - Курск. : КГПУ, 1997.
15. Афанасьева С. Ю. Православная культура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительного образования. // "Православное Образование" №4 август 2004 года.
16. Библия для малышей. - М., 1990.
17. Священная История в рассказах для детей. Сост. С. Куломзина. - М., 1998.
18. За что мы любим Бога. Евангелие для маленьких детей. - М., 1990