Приложение МААМ

Патриотическое воспитание дошкольников с помощью народных и православных праздников

Наталья Хорват
Патриотическое воспитание дошкольников с помощью народных и православных праздников
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание дошкольников через народные и православные праздники

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников с помощью народных и православных праздников» размещена в разделах

Работа нравственно – духовной направленности “ Православные праздники на Святой Руси” предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью этой работы является повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры через православные и народные праздники.

Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.

Народные праздники корнями своими уходят в древнюю религию славян-солнцепоклонников. Праздновались они в честь солнца. От силы солнца зависела их продолжительность. Люди считали, что праздником, общей радостью можно помочь солнцу окрепнуть. Праздновалось пять основных праздников, это:

- «Святки», которые длятся две недели.

- «Масленица» - длится одну неделю.

- «Зеленые святки» или «Троица» - 3-4 дня.

- «Ивана Купала» - одну ночь (солнце в полной силе и ему не нужна помощь).

- «Осенины» - 4 дня (солнце начинает слабеть).

Повторялось они по календарю из года в год, отсюда и получили название календарных праздников. Церкви не нравилось, что люди поклоняются своим идолам и, чтобы как-то отвлечь народ, церковь свои христианские праздники приурочила к народным. Народ не отказался от своих обычаев и, наряду с христианскими праздниками, продолжал праздновать свои.

Приобщая дошкольников к народной культуре - народным праздникам и традициям придается большое значение. Знакомя детей с содержанием календарных праздников, мы берем только народную составляющую этих праздников, не заостряя внимания на христианской стороне, пытаемся привить у них интерес к возрождению этих праздников, желание самим участвовать в них.

В содержание патриотического и духовно-нравственного воспитания входят :

События в потоке времени: даты календаря, даты православного календаря, события в жизни семьи, города, края.

• Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий).

• Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.

• Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны.

Цель воспитания — воспитание патриотических и духовно - нравственных качеств личности ребенка, основанных на традициях русских народных и православных праздниках.

Задачи образования:

Познавательные:

1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.

2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.

3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

4. познакомить с простейшими православными понятиями, связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян.

5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

6. Познакомить детей с традиционной кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).

7. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями (Рождество и Воскресение Иисуса Христа)

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.

2. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

3. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Развивающие:

1. Развивать интеллектуальные способности детей;

2. Совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);

3. Развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;

4. Развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;

5. Развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик)

Дидактические средства:

• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян;

• Былины, сказки, пословицы (фольклор);

Народные игрушки;

• Предметы быта;

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта;

Книги: энциклопедии, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;

• Фотографии;

• Репродукции, иллюстрации;;

• Схемы, модели, символы (геральдика);

• Видео, аудио продукция.

Формы работы

- с детьми:

Утренники;

Интегрированные занятия до или после занятия-праздника;

Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

Беседы, беседы-обсуждения;

Продуктивная деятельность (открытки к празднику);

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

Разучивание стихов, песен к празднику;

Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

Оформление фотоальбома «Наши праздники»;

Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе со взрослыми;

- с родителями:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

совместные с родителями праздники, спектакли;

консультации;

выставки семейных работ к праздникам;

индивидуальное собеседование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2005.

2. Аполлон Коринфский Народная Русь - М. : Белый город, 2006.

3. Пушкина С. И. Мы играем и поем. – М. : Школьная Пресса, 2001.

4. Науменко Г. М. Народные праздники. – М. : Центр – полиграф, 2001.

5. Панкеев И. А. Русские праздники. – М. : Яуза, 1998.

6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых. – М. : «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

7. Бородина А. В. Основы православной культуры : Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. – М. : Издательство Основы православной культуры, 2005.

8. Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.

9. Бородина А. В. Основы православной культуры : Рождество Пресвятой Богородицы. Для детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – М., 2008.

10. Бородина А. В. Основы православной культуры : Рождество Христово. Для детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – М., 2008.

11. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 1. - М., 2007.

12. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч. Часть 2. - М., 2008.

13. Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. – СпБ. : Санин, 2004.

14. Основы православной культуры (с дет. сада до окончания школы) Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы (материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте) - Курск. : КГПУ, 1997.

15. Афанасьева С. Ю. Православная культура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительного образования. // "Православное Образование" №4 август 2004 года.

16. Библия для малышей. - М., 1990.

17. Священная История в рассказах для детей. Сост. С. Куломзина. - М., 1998.

18. За что мы любим Бога. Евангелие для маленьких детей. - М., 1990

Публикации по теме:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники. У нас в детском саду сложилась система по ознакомлению детей с русскими народными традициями и праздниками. Это направление постепенно стало.

Опыт работы «Эколого-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природе, воспитание экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников с помощью народных и православных праздников
Опубликовано: 23 мая 2015 в 16:46
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников с помощью народных и православных праздников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хорват (УИ 114647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД