Приложение МААМ

Патриотическое воспитание дошкольников посредством народного декоративно-прикладного искусства

Горлова Наталья Павловна
Патриотическое воспитание дошкольников посредством народного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание дошкольников через народное декоративно – прикладное искусство.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Одним из наиболее доступных для освоения детьми дошкольного возраста произведения народного искусства, которые вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи.

Согласно п. 2.6. Федерального государственного образовательного стандарта: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.».

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Сакулина Н. П., Шпикалова Т. Я.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изделия декоративно-прикладного искусства, раскрывают перед детьми богатство культуры народа, духовные идеалы, они помогают им усвоить обычаи, традиции, особенности жизни, быта, которые передают от поколения к поколению. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки, придумать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

При знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством используются специальные методы.

1. Метод вызывания адекватных эмоций. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений.

2. Тактильно-чувственный метод. Благодаря этому эффективному методу у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.

3. Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей.

4. Метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы.

Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, рекомендуется использовать игровые приемы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей.

Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр.

Народная игрушка, репродукция с изображением такого же образа должны остаться на некоторое время в группе.

Дети, знакомятся с произведениями народного искусства, посещая музеи и выставки, школу искусств, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними педагог, рассматривая таблицы альбомы и книги, посвященные народному творчеству.

Мини-музей декоративно-прикладного искусства, организованный в ДОУ – это звено культурно-исторического воспитания.

Вся работа проводится в трех направлениях:

1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

2. Обучение декоративному рисованию и лепке на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи и лепке по мотивам народных промыслов.

3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Методы и приемы в работе с детьми 3-4 лет:

-Игровые ситуации (слепить угощение для богородских медведей, украсить дорожку для дымковской барышни и т. д.) , сюрпризные моменты;

-Встречи со знакомым образом;

-Художественное слово;

-Выставки игрушек;

-Обыгрывание образов с помощью потешек стихотворений;

-Рассматривание игрушек, нахождение одинаковых игрушек.

Методы и приемы в работе с детьми 4-5 лет:

-Выставки игрушек;

-Рассматривание;

-Игровые приемы;

-В процессе рассматривания используется жест (движение руки);

-«Одевание» барышень, украшение баранов, коней, использование трафаретов;

-Называние элементов узора, сочетания цветов;

-Сравнивание видов игрушек;

-Дидактические игры.

Методы и приемы в работе с детьми 5-7 лет:

-Выделение знакомых элементов в орнаменте;

-Сравнение образов и характерные различия;

-Проведение экскурсий, выставок;

-Рассматривание;

-Использование художественного слова музыки песен;

-Приглашение мастеров;

-Нахождение знакомых узоров, контрастных цветов;

-Демонстрация диафильмов, презентаций, видео;

-Выделить общую форму-силуэт предметов;

-Использование трафаретов;

-Дидактическая игра «Выложи узор», «Собери пазл», «Лото», «Парные картинки».

Необходимо помнить, что главная задача воспитателя заключается в приобщении детей к истокам народного искусства. Нужно дать возможность ребенку после усвоения некоторых знаний, навыков уметь составить тот или иной узор, расписать ту или иную игрушку и в конечном итоге почувствовать радость творчества.

Для достижения результатов при знакомстве дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, организация совместных досугов, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, формирование знаний о культуре родного государства сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Публикации по теме:

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанкаДревний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Неделя декоративно-прикладного искусстваНеделя декоративно-прикладного искусства Народное искусство, как известно, соединяет прошлое с настоящим. И чем раньше дети прикоснутся к истокам национальных художественных традиций,.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет)Первое участие воспитанников в конкурсе декоративно-прикладного искусства (фотоотчет) Конкурсы, выставки декоративно – прикладного искусства – это возможность для каждого воплотить свои фантазии и мечты, показать свой талант,.

Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» по ИЗО в 3 классе Рабочая программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов 1-4 классы»,.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников посредством народного декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 30 января 2020 в 13:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством народного декоративно-прикладного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Горлова Наталья Павловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД