Наталья Бухаркина
Патриотическое воспитание дошкольников: формы и методы
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников, в современное время, является одним из приоритетных направлений воспитательной системы.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников: формы и методы» размещена в разделах
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма у дошкольников формируется в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире. Это чувство многогранно по содержанию: любовь к родным и близким, гордость за свой народ, любовь к родным местам. К чувству патриотизма также входит
желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины, у ребенка, начинается с семьи, с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства.
Поэтому моей задачей, как педагога заключается в том, чтобы из всей массы впечатлений, получаемых ребенком, выделить наиболее доступные и понятные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я, как педагог, обязана сама его хорошо знать. Я должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Так же моей задачей является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Не нужно забывать о том, что у каждого ребенка патриотизм формируется индивидуально. Это связано с духовным миром человека, его личными переживаниями.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город или село славятся своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей :
• экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;
• рассказ воспитателя;
• наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
• беседы о родном городе, стране, ее истории;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ;
• использование фольклорных произведений (потешек, пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);
• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;
• организация тематических выставок;
• участие в общественных и календарных праздниках;
• участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Игры по патриотическому воспитанию дошкольников
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра.
«Мой адрес»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес
Оборудование: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит свой адрес. Ребенок продолжает, называя свой, и передает мяч другому ребенку или соседу и т. д
Дидактическая игра «Герб города»
Материал: фрагменты герба города (обязательно должны быть лишние элементы, карточка с изображением городского герба.
Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Он поймет, что является тем самым маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись!
Литература и интернет-ресурсы:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007.
2. Картушина М. Ю. Народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. https://www.maam.ru/ Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС
4. Г. А. Ковалёва «Воспитание маленького гражданина» Издательство АРКТИ г Москва 2005г.
5. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005
6. Е. К. Ривина «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников с государственными символами. Издательство АРКТИ г Москва 2005г.