Папки-передвижки

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Любовь Григорьевна Филипских
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью» [3, с. 3].

Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, как А. С. Макаренко, С. Ф. Русова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.

До сих пор актуальны и очень ценны работы по духовно-нравственному воспитанию педагога-гуманиста и философа В. А. Сухомлинского. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. Эту важнейшую закономерность воспитания В. А. Сухомлинский определял по-своему: воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина [5].

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Основными направлениями патриотического воспитания детей являются : формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям [2, с. 11].

Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников имеет интегративный характер. Формы взаимодействия детского сада с детьми и их родителями в настоящее время разнообразны. Планируя свою работу с детьми, педагоги применяют следующие формы работы : занятия, беседы, чтение художественной литературы, игры, викторины. В последнее время актуально стало использование в работе проектной технологии.

Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. Именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Также немало важным в педагогическом процессе является взаимодействие с семьей воспитанников, привлечение взрослых в совместной деятельности. Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и прочее [4].

Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.

В 2019-2020 учебном году в старших группах МДОУ ДС Ёлочка г. Краснослободска был успешно реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты большой страны», целью которого являлось воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.

Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:

- формировать у детей чувства любви к своему родному краю;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

-знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

При реализации проекта педагоги работали по следующему плану :

- Изучили тематику проекта, подобрали необходимую литературу, подготовили предметно-пространственную развивающую среду.

- Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

- Создали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

- Рассматривались все предложенные детьми варианты решения проблемы:

- Развивали творческое воображение и фантазию детей.

- Вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включала в себя следующее:

- подготовку педагогического коллектива;

- работу с детьми;

- работу с родителями;

- оснащение развивающей среды;

- взаимодействия с социумом.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как : досуги, театральные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей;

- учет индивидуальных особенностей;

- принцип коллективизма;

- принцип сотрудничества;

- принцип уважительного отношения к личности ребенка;

- принцип на положительную ориентацию.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Одни люди терпимы к другим, другие – совершенно нетерпимы. Толерантность помогает личности ориентироваться на самооценку, а не на оценку окружающих людей, и проявляется в общении, деятельности, поведении. Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно выше. Она отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью). [1]

У детей дошкольного возраста толерантность должна проявляться в общих делах, особенно в игровой деятельности.

Проблема: научить толерантности с детских лет дошкольного возраста – весьма актуальна.

Обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение постепенно входит в воспитательный процесс. Происходит это в общем контексте формирования толерантного сознания.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Как утверждает отечественный педагог-психолог Асмолов А. Г., толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и ребёнка, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. [2]

Толерантность, как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» [3].

Для дошкольного образовательного учреждения проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 10 — 20 детьми, пришедшими из разных микросоциумов. Для плодотворного воспитания в группе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. На наш взгляд, формирование толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «воспитатель — ребёнок». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение воспитателем определенных демократических механизмов в организации воспитательного процесса и общения детей друг с другом, и с воспитателем. Именно в ДОУ важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Цель формирования толерантности – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных и межэтнических конфликтов – одна из главных задач формирования толерантности.

Важной задачей воспитания толерантности признается развитие умений разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым». [4].

В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т. е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику, что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения».

Разработанная нами программа в области воспитания, должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между детьми, так и между группами.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Таким образом, на сегодняшний день возникает необходимость воспитания и формирования культуры толерантности с дошкольного возраста.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Формирование культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + воспитатель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, детского сада и семьи, объединивших свои усилия в воспитательном процессе, направленном на формирование открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

В основе воспитательной деятельности педагога должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.

Представленная ниже программа по формированию толерантности у детей подготовительных групп детского сада, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит детям успешно адаптироваться не только к жизни в дошкольном образовательном учреждении, но и за ее пределами.

Программа "Толерантное воспитание детей подготовительной группы"

Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Программа "Толерантное воспитание детей подготовительной группы", предназначена для реализации в подготовительных группах, и предусматривает следующие направления формирования толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ребята должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Основными методами деятельности по формированию толерантности у детей, являются:

- беседа (что такое хорошо и что такое плохо)

- групповые тренинги

- игры (сюжетно – ролевые)

- наглядная информация (картинки с разными ситуациями) .

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

- ребенок, успешно взаимодействующий в группе;

- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

- социально адаптированный ребёнок.

Программа, вполне применима в воспитательном процессе и, на мой взгляд, соответствует теоретическим закономерностям воспитания толерантности.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не

нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир

раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе

образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень

развитости патриотизма у граждан любой страны имеет большое влияние на

развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость

воспитания указанного качества у подрастающего поколения.

В настоящее время патриотическое воспитание является частью

социально-нравственного воспитания. Социальный заказ общества на

воспитание патриотизма сформулирована в Государственной программе

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015

годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. Основная

цель Программы – «дальнейшее развитие и совершенствование системы

патриотического воспитания граждан, начиная с системы дошкольного

образования» [9]. Новая воспитательная система нашей страны

ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из

краеугольных задач российского образования.

Прогрессивные отечественные педагоги прошлого (К. Д. Ушинский,

В. А. Сухомлинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому

воспитанию подрастающего поколения. Процесс воспитания чувства

патриотизма сегодня переживает период интенсивной трансформации.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашла

отражение во многих работах современных педагогов (Н. В. Алешина, О. Н.

Баранникова, О. С. Богданова, Е. Н. Воронова, Н. В. Ипполитова, Н. Г.

Комратова, В. И. Луговинов, М. Д. Маханева, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов

и др.). Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои

потенциальные возможности для формирования высших нравственных

чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Это сложное чувство

4

возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы

ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке

постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к

родным местам, родной стране.

Цель исследования – сформулировать и обосновать педагогические

условия патриотического воспитания старших дошкольников.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия патриотического

воспитания старших дошкольников.

Гипотеза исследования – патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста будет эффективным, если будут созданы следующие

педагогические условия:

разработать программу, включающую комплекс НОД,

направленный на формирование ценностного отношения к родному краю и

стране;

осуществить отбор методов, приёмов, литературных произведений,

способствующих воспитанию патриотических чувств у детей;

проводить на практике формы работы с детьми, способствующие

проявлению патриотических чувств в деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы

патриотического воспитания детей в психолого-педагогической литературе.

2. Определить критерии патриотического воспитания, подобрать

диагностические методики и провести диагностику детей дошкольного

возраста по патриотическому воспитанию.

3. Разработать программу по патриотическому воспитанию «Мой край

– мой дом» и реализовать ее на практике.

5

4. Провести повторную диагностику и сравнить результаты с

первоначальной. Сделать вывод об эффективности проведенной работы.

Публикации по теме:

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 мая 2022 в 21:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьевна Филипских (УИ 2744232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД