Светлана Лопатина
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе работы с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. На федеральном уровне разрабатывается стратегия и тактика развития дошкольного образования, как важнейшего периода становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств: представления о человеке, обществе, культуре. Развитие патриотических чувств, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства возводится в разряд первостепенных проблем, законодательно закрепленных в качестве государственной политики:
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе работы с русскими народными сказками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Дошкольное образование даёт старт решению этих задач. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Актуальность темы:
- Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма,
любви к Родине в российском обществе. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» теряет смысл.
- Социальная дифференциация населения и потеря общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Одним из направлений патриотического воспитания является воспитание героического начала в
детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства.
- В условиях «западнизации» культуры наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа, его обычаев.
- Возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения национальное самосознание, культуру отношений между представителями различных этносов.
- Потребность общества в воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, свою Родину, природу и бережно относиться к ним.
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания дошкольников не решена. Работа в этом направлении ведется и является одной из актуальных. Недостаточная изученность данного процесса, а вместе с тем и необходимость организации образовательной работы в ДОУ на основе новых требований и повышении качества дошкольного образования в целом обуславливают актуальность выбранной темы проекта.
В ходе работы по развитию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ссылаемся на следующие гипотезы:
1. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
2. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности, которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду сказка.
3. Она доставляет детям радость, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
4. Сказка даёт ребёнку первое чувство героического, учит его мужеству и верности.
Задачи:
1. Закреплять знания дошкольников о культурном богатстве русского народа.
2. Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.
3. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям: что такое хорошо, что такое плохо,добро всегда побеждает зло, любовь к родителям, уважение к старшим, готовность прийти на помощь другу, желание защищать свою Родину.
Формы работы с дошкольниками :
Чтение, пересказ сказок.
Беседы по содержанию сказок.
Ситуативный разговор.
Речевые ситуации.
Составление рассказов по картинкам.
Игры (сюжетные, театрализованные).
Сюжетно-ролевые игры.
Игровые ситуации.
Мастерская по изготовлению атрибутов к драматизации.
Проектная деятельность.
Выставка детского творчества.
Участие в конкурсах детского творчества.
Ожидаемый результат:
1. Воспитанники научатся понимать смысл сказок, отличать добро от зла, с чувством уважения относиться к истории и культуре нашей Родины.
2. Дети поверят в себя, станут более раскрепощёнными (проектная деятельность).
3. Наметится положительная динамика во взаимоотношениях с родителями (совместное участие в подготовке праздников, выставок, совместный досуг «Путешествие по сказкам»).
4. Выставка детских творческих работ «Моя любимая сказка».
5. Участие в городском конкурсе «Мир глазами ребёнка» (номинация «Сказки из бабушкиного сундучка»).
6. Участие во Всероссийском конкурсе «Русская народная сказка».
Таким образом, целенаправленная, систематическая слаженная деятельность всех участников проекта позволила доказать, что сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.