Ольга Андреевна Орехова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при организации мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при организации мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности.
Слайд 1. В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при организации мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Слайд 2. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Патриотизм формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет образовательная область «физическая культура»
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка необходимо поставить перед собой следующие цели и задачи:
Слайд 3. Цель:
Военно - патриотическое воспитание воспитанников ДОУ по средствам физической культуры.
Задачи:
• формировать нравственные качества: инициативу, самостоятельность, дисциплину, товарищество и дружбу, коллективизм, волю, смелость, находчивость, выносливость;
• воспитывать готовность к защите Родины
• развить стойкий интерес к здоровью и спорту;
• ознакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
• воспитать уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам ВОВ, труженикам тыла;
• воспитывать эстетически нравственных норм поведения.
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, тем самым проводится предварительная работа.
Слайд 4. Предварительная работа
• Познавательное развитие:
- рассмотреть иллюстрации.
- беседы по темам
-просматривание презентации о вооруженных силах.
- провести дидактические игры: «Кому что нужно»
• Речевое развитие
-чтение и обсуждение рассказов о войне.
- составление рассказов на тему «Если бы я был военным».
• Художественно-эстетическое развитие:
-занятия по рисованию
-прослушивание музыкальных композиций.
• Социально - коммуникативное развитие:
-проведение бесед на тему «Храбрость и достоинство»;
-совместное составление «Правила поведения»;
-рассказать о правилах этикета;
• Физическое развитие:
-подготовка танцевальной композиции
-закрепление навыков, полученных на занятиях по плаванию и физической культуры.
-проведение подобных эстафет с детьми на занятиях по плаванию и физической культуре.
Подготовка и проведение праздников, досугов, развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма.
В детском саду сложилась система работы по данному направлению. Для формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста использую различные формы и методы работы с ними: на занятиях по физической культуре, занятия в бассейне, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов.
Слайд 5 -7. Одно из основных мероприятий по развитию патриотизма это сдача норм ГТО. Первыми шагами по реализации этой задачи стало возрождение физкультурно – спортивного комплекса ГТО, который был вновь введён по указу Президента РФ с 1 сентября 2014г. Физические качества, которые необходимы для сдачи норм ГТО, у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Для выполнения ряда движений детям старшего дошкольного возраста необходим определённый уровень развития быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, силы. Только специальная система упражнений, правильный подбор подвижных игр, самостоятельная двигательная активность способствует развитию необходимых физических качеств ребёнка. Первая ступень ГТО даёт дошкольникам стремление к результативности и возможности получить отличительный знак ГТО. Наш детский сад одержал победу в акции «Первый шаг к ГТО» среди дошкольников города Мончегорска. Также в рамках сетевого проекта «Здоровые дети в здоровой семье» проводятся нормы сдачи ГТО в бассейне. В нашем детском саду, кроме воспитанников сдают нормы ГТО педагоги, тем самым показывая пример для своих воспитанников.
Слайд 8-9 Проведение военных игр в бассейне, спортивные праздники, посвященные дню Российской армии. По данному направлению работа ведётся, как интеграция различных видов деятельности детей. Центром такой работы являются праздники, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы - «Россия, Армия- едины!» наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.
Подобные мероприятия вызывают симпатию к военным и желание подражать им. Дети хотят быть похожими на защитников Родины, стараются быть выносливыми, смелыми, упорными выполняя то или иное задание в игре. Отрадно, что у ребят присутствует качество – готовности всегда прийти на помощь товарищу.
Одно из последних мероприятий: проведены военно – морские учения в бассейне, посвященные Военно - морскому флоту, где воспитанники участвовали не только в воде, но и на суше. Цель мероприятия: расширять и систематизировать знания детей о празднике День защитника Отечества, воспитывать патриотические чувства, уважение к воинам военно–морского флота.
Слайд 10-11. Проведение туристических походов. Цель этого мероприятия выживание в окружающей среде. Ведь это не только военная муштра или скучная пропаганда, а интересные приключенческие соревнования, сочетающие в себе сразу несколько полезных для физического и морального развития занятий.
Слайд 12. Конечно же, спортивные досуги проходят с обязательным участием родителей. Ведь когда мамы, папы рядом с детьми демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно для всех. Это создает положительный эмоциональный настрой, дарит огромную радость, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно такие мероприятия, как «Весёлые старты», «Юные пожарные» являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада.
Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Особенность народных игр в том, что взрослые не навязчиво, но целенаправленно вводят детей в мир народной культуры. На основе народных игр нами разработаны сценарии таких праздников «Масленица», «Народные гуляния» «Праздник Солнца». У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.
Вывод: Само по себе патриотическое чувство не появляется у людей. Это достижение продолжительного целенаправленного воспитательного влияния на человека, начиная с самого раннего возраста. Мы надеемся, что благодаря совместной работе педагогического коллектива формируется модель выпускника – физически развитая личность, обладающая нравственно-патриотическими качествами и потребностью в здоровом образе жизни, творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Литература:
1. Знакомим дошкольников с родным городом. – Москва: ТЦ «Сфера», 1999. – 112 с.
2. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2. – 2012; № 5, № 8. – 2015.
3. Литвинова, Т. И., «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.
4. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения; Детство-Пресс – Москва, 2007. – 416 c.