Папки-передвижки

Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»

Ольга Николаевна Кондратьева
Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения

Паспорт

экологической тропы

МАДОУ «Центра развития ребенка – детского сада№4»

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»

Л. Леонов

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

на территории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4»

Публикация «Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения „Охраняйте природу!“» размещена в разделах

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе воспитанники получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций. Воспитанники экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом воспитателей.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

• пониманию самоценности природы;

• осознанию ребенком себя как части природы;

• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни;

• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

• развитие познавательного интереса к миру природы;

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства к объектам природы;

• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия значений природы, ценность общения с природой);

• освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

• формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Общие задачи:

Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

• Формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях.

• Воспитание экологического мировоззрения и культуры, ответственного• отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Развивающая задача экологической тропы состоит в том, чтобы способствовать

• развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности. Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, дошкольники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения. Участие в общей работе по созданию и благоустройству экологической тропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук. Это экскурсии, исследования, отдых. Очистка сада от сушняка, посадка новых деревьев и кустарников, уборка листьев и мусора. Постройка новых поделок для игр детей.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа «Лесовичок».

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Возможные варианты работы на тропе:

- проведение НОД, сезонных экскурсий

- мини-субботники

- исследования на тропе:

*фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)

*развешивание кормушек

*наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)

*фотографирование

*рисунки, плакаты, поделки

- сбор природного поделочного материала (шишки, листья.)

«Красная книга природы»;

«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);

выставки и экспозиции;

экологические сказки;

уроки доброты;

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

взросло-детские проекты;

• изготовление поделок, рисунков;

• субботники по облагораживанию территории детского сада;

• участие в конкурсах;

• фотовыставки;

• изготовление экологической газеты.

Станции экологической тропы

1. «Цветочная мозаика»

2. «Во саду, ли в огороде»

3. «Дорожка здоровья»

4. «Метеостанция»

5. «Сосновая»

6. «Зеленая аптека»

7. «Птицы наши друзья»

8. «Водоем»

9. «Лужайка с насекомыми»

Хозяин тропинки

«Лесовичок» - сказочный персонаж

Жил в лесу лесовичок,

Деревянный старичок.

Вместо рук – сухие ветки,

Вместо носика – сучок.

Но не бойтесь его, детки,

Это добрый старичок.

Лапку он лечил зайчонку,

Вынул острую занозу.

Зуб пломбировал бельчонку,

Молодую спас берёзу.

Ветер ствол её сломал,

Звери думали, пропала.

Старичок забинтовал,

И расти, берёзка стала.

Вот такой лесовичок,

Всем в лесу он помогает.

Сладким мёдом старичок

Всех гостей своих встречает.

А два брата, мухоморы,

С давних лет его друзья.

Дружат долго и без ссоры.

Это точно знаю я.

Станция №1 «Цветочная мозаика»

Цветник — украшение на территории дошкольного учреждения, он используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. Здесь педагог помогает детям формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обращает внимание на различные сроки цветения растений в клумбе, и выявляет их причины. Учит создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.

Цель: формировать представления о цветах, их разнообразии, особенностях, вызвать интерес и желание заботиться о растениях.

Объекты для наблюдения:

ирис,

ромашки,

петуньи,

бархатцы,

пионы,

тюльпаны,

нарциссы и др.

Станция №2 «Во саду, ли в огороде»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.

На этой станции дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая).

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Станция №3 «Дорожка здоровья»

«Дорожка здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Дорожки здоровья» является: организация физкультурно – оздоровительной работы с летний период.

Основными задачами являются:

- профилактика плоскостопия;

- улучшение координации движения;

- улучшение функции сердечно - сосудистой и дыхательной системы;

- повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям;

- улучшение эмоционально – психического состояния детей;

- приобщение детей к здоровому образу жизни.

Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.

Станция №4 «Метеостанция»

Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста элементарному фиксированию и прогнозированию состояния погоды.

Задачи.

1) Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.

2) Формировать элементарные экологические знания и представления детей через прогнозирование.

3) Развивать экологическое мышление в процессе поведения элементарных опытов.

4) Развивать понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.

5) Дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду.

6) Познакомить с приборами – помощниками, использовать их для определения погоды и прогнозирования.

7) Совершенствовать навыки применения знаний на практике.

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкомер (посуда для сбора осадков, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке. Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

Станция №5 «Сосновая»

Содержание: в этом месте посажены молодые сосенки.

На данном этапе дети знакомятся со строением дерева (ствол, ветви, хвоя, узнают, что шишка – это плод сосны, носитель семени).

Цели работы:

- познакомить детей с хвойным деревом,

- обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева,

- наблюдать за сосной в разные времена года,

- учить находить сходство и различия между разными видами хвойных деревьев.

Станция №6 «Зеленая аптека»

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

«Я не степью хожу — я хожу по аптеке, разбираясь в её травяной картотеке».

Объекты для наблюдений:

Крапива

Шалфей

Подорожник

Валерьяна

Мать-и-мачеха

Календула

Ромашка аптечная

Одуванчик

Ландыш

Зверобой

Земляника

Мята

Тысячелистник

Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».

Станция №7 «Птицы наши друзья»

На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц в нашем крае; развивать познавательную способность дошкольников.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни.

2. Расширять знания детей при наблюдении за птицами.

3. Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц, какую пользу они приносят.

4. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Станция №8 «Водоем»

Водоем – интересный объект для наблюдения, привлечет разных птиц, насекомых. Возможно обитание рыб, земноводных, наблюдение за водными растениями. Таким образом, мы объясним детям действие экосистем в водоеме и рядом с ними. Водные растения – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.

В результате:

- дети получают знания о свойствах пресной воды, ее агрегатных состояниях (летом – испарение, зимой – замерзание, после ливня – прибывание);

- дети узнают интересные сведения о водоемах Мордовии, о возможности создания искусственного водоема дома;

- появился ярко выраженный интерес к водным объектам нашего региона;

- бережно относиться к природе, овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе;

- сформировать стремление к исследованию объектов природы;

- узнавать значение воды в жизни всего живого;

- узнать много интересного из жизни обитателей пресных водоемов (рыб, земноводных, водоплавающих, животных, насекомых, растений);

- с интересом заниматься поисковой деятельностью;

- родители проявляют интерес, советуются о возможности создания водоема дома, это способствует приобщению к природе родного края.

Станция №9 «Лужайка с насекомыми»

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. На этой станции дети имеют возможность понаблюдать за жизненной активностью насекомых, развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу, воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым.

Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых, о взаимосвязях (цепи питания, рассказать детям о правилах обращения с насекомыми (безопасность).

Задачи:

1. Формировать представления об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

2. Формировать элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения.

3. Воспитывать бережное отношение к живому.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость.

5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Метеостанция как элемент экологической тропы В процессе ознакомления с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, общаться, постоянно стремится к эксперименту, осваивает нормы.

Конспект экологической тропы «Путешествие в весенний лес» во второй группе раннего возраста Конспект экологической тропы на тему «Путешествие в весенний лес» во второй группе раннего возраста. Воспитатели: Краюхина Анна Александровна,.

Макет экологической тропыМакет экологической тропы Уважаемые коллеги,я предлагаю оценить макет нашего детского сада. Мы реализуем,в рамках районной инновационной площадки,долгосрочный проект.

Методическое пособие «Организация экологической тропы в ДОУ» .

Наглядное пособие. Макет экологической тропы «В гостях у Флорика»Наглядное пособие. Макет экологической тропы «В гостях у Флорика» Макет разработан воспитателем МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок» города Нижнего Новгорода Абдуллиной Юлдуз Сайяховной совместно с детьми.

Фотоотчет «Открытие экологической тропы»Фотоотчет «Открытие экологической тропы» Открытие экологической тропы. Задачи. • Создать условия для знакомства с объектами экологической тропы. • Заинтересовать дошкольников в.

Видео «Паспорт экологической тропы» Пояснительная записка В целях экологического образования на территории детского сада создана Экологическая тропа, которая выполняет познавательную,.

Работа по исследованию экологической тропы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 15 РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ. Программные.

Схема путешествия по маршруту экологической тропы детского садаСхема путешествия по маршруту экологической тропы детского сада №5 «Петрушка» города Таштагол Схема путешествия по маршруту экологической тропы Подготовительный этап (детский сад) 1) Детальное обследование.

Станция «Водоем» экологической тропы в детском садуСтанция «Водоем» экологической тропы в детском саду На глади тихого пруда, заросшего осокой, сверкнёт падучая звезда и упадёт глубоко. Там, в глубине притихших вод, таинственно мерцая, скользит,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 04:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Кондратьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД