Ольга Николаевна Кондратьева
Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения
Паспорт
МАДОУ «Центра развития ребенка – детского сада№4»
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»
Л. Леонов
на территории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4»
Публикация «Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения „Охраняйте природу!“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе воспитанники получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций. Воспитанники экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом воспитателей.
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
• пониманию самоценности природы;
• осознанию ребенком себя как части природы;
• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни;
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства к объектам природы;
• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия значений природы, ценность общения с природой);
• освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
• формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Общие задачи:
Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
• Формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях.
• Воспитание экологического мировоззрения и культуры, ответственного• отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Развивающая задача экологической тропы состоит в том, чтобы способствовать
• развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности. Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, дошкольники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения. Участие в общей работе по созданию и благоустройству экологической тропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук. Это экскурсии, исследования, отдых. Очистка сада от сушняка, посадка новых деревьев и кустарников, уборка листьев и мусора. Постройка новых поделок для игр детей.
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа «Лесовичок».
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
Возможные варианты работы на тропе:
- проведение НОД, сезонных экскурсий
- мини-субботники
- исследования на тропе:
*фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)
*развешивание кормушек
*наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)
*фотографирование
*рисунки, плакаты, поделки
- сбор природного поделочного материала (шишки, листья.)
«Красная книга природы»;
«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
выставки и экспозиции;
экологические сказки;
уроки доброты;
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
взросло-детские проекты;
• изготовление поделок, рисунков;
• субботники по облагораживанию территории детского сада;
• участие в конкурсах;
• фотовыставки;
• изготовление экологической газеты.
Станции экологической тропы
1. «Цветочная мозаика»
2. «Во саду, ли в огороде»
3. «Дорожка здоровья»
4. «Метеостанция»
5. «Сосновая»
6. «Зеленая аптека»
7. «Птицы наши друзья»
8. «Водоем»
9. «Лужайка с насекомыми»
Хозяин тропинки
«Лесовичок» - сказочный персонаж
Жил в лесу лесовичок,
Деревянный старичок.
Вместо рук – сухие ветки,
Вместо носика – сучок.
Но не бойтесь его, детки,
Это добрый старичок.
Лапку он лечил зайчонку,
Вынул острую занозу.
Зуб пломбировал бельчонку,
Молодую спас берёзу.
Ветер ствол её сломал,
Звери думали, пропала.
Старичок забинтовал,
И расти, берёзка стала.
Вот такой лесовичок,
Всем в лесу он помогает.
Сладким мёдом старичок
Всех гостей своих встречает.
А два брата, мухоморы,
С давних лет его друзья.
Дружат долго и без ссоры.
Это точно знаю я.
Станция №1 «Цветочная мозаика»
Цветник — украшение на территории дошкольного учреждения, он используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. Здесь педагог помогает детям формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обращает внимание на различные сроки цветения растений в клумбе, и выявляет их причины. Учит создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.
Цель: формировать представления о цветах, их разнообразии, особенностях, вызвать интерес и желание заботиться о растениях.
Объекты для наблюдения:
ирис,
ромашки,
петуньи,
бархатцы,
пионы,
тюльпаны,
нарциссы и др.
Станция №2 «Во саду, ли в огороде»
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
На этой станции дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая).
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
Станция №3 «Дорожка здоровья»
«Дорожка здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.
Целью организации «Дорожки здоровья» является: организация физкультурно – оздоровительной работы с летний период.
Основными задачами являются:
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- улучшение функции сердечно - сосудистой и дыхательной системы;
- повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям;
- улучшение эмоционально – психического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.
Станция №4 «Метеостанция»
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста элементарному фиксированию и прогнозированию состояния погоды.
Задачи.
1) Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.
2) Формировать элементарные экологические знания и представления детей через прогнозирование.
3) Развивать экологическое мышление в процессе поведения элементарных опытов.
4) Развивать понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.
5) Дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду.
6) Познакомить с приборами – помощниками, использовать их для определения погоды и прогнозирования.
7) Совершенствовать навыки применения знаний на практике.
Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкомер (посуда для сбора осадков, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке. Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
Станция №5 «Сосновая»
Содержание: в этом месте посажены молодые сосенки.
На данном этапе дети знакомятся со строением дерева (ствол, ветви, хвоя, узнают, что шишка – это плод сосны, носитель семени).
Цели работы:
- познакомить детей с хвойным деревом,
- обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева,
- наблюдать за сосной в разные времена года,
- учить находить сходство и различия между разными видами хвойных деревьев.
Станция №6 «Зеленая аптека»
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:
«Я не степью хожу — я хожу по аптеке, разбираясь в её травяной картотеке».
Объекты для наблюдений:
Крапива
Шалфей
Подорожник
Валерьяна
Мать-и-мачеха
Календула
Ромашка аптечная
Одуванчик
Ландыш
Зверобой
Земляника
Мята
Тысячелистник
Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».
Станция №7 «Птицы наши друзья»
На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц в нашем крае; развивать познавательную способность дошкольников.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни.
2. Расширять знания детей при наблюдении за птицами.
3. Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц, какую пользу они приносят.
4. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Станция №8 «Водоем»
Водоем – интересный объект для наблюдения, привлечет разных птиц, насекомых. Возможно обитание рыб, земноводных, наблюдение за водными растениями. Таким образом, мы объясним детям действие экосистем в водоеме и рядом с ними. Водные растения – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.
В результате:
- дети получают знания о свойствах пресной воды, ее агрегатных состояниях (летом – испарение, зимой – замерзание, после ливня – прибывание);
- дети узнают интересные сведения о водоемах Мордовии, о возможности создания искусственного водоема дома;
- появился ярко выраженный интерес к водным объектам нашего региона;
- бережно относиться к природе, овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе;
- сформировать стремление к исследованию объектов природы;
- узнавать значение воды в жизни всего живого;
- узнать много интересного из жизни обитателей пресных водоемов (рыб, земноводных, водоплавающих, животных, насекомых, растений);
- с интересом заниматься поисковой деятельностью;
- родители проявляют интерес, советуются о возможности создания водоема дома, это способствует приобщению к природе родного края.
Станция №9 «Лужайка с насекомыми»
На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. На этой станции дети имеют возможность понаблюдать за жизненной активностью насекомых, развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу, воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым.
Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых, о взаимосвязях (цепи питания, рассказать детям о правилах обращения с насекомыми (безопасность).
Задачи:
1. Формировать представления об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
2. Формировать элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения.
3. Воспитывать бережное отношение к живому.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.