Получи документы

Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»

Ольга Николаевна Кондратьева
Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»

Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения

Паспорт

экологической тропы

МАДОУ «Центра развития ребенка – детского сада№4»

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»

Л. Леонов

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

на территории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4»

Публикация «Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения „Охраняйте природу!“» размещена в разделах

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе воспитанники получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций. Воспитанники экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом воспитателей.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

• пониманию самоценности природы;

• осознанию ребенком себя как части природы;

• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни;

• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

• развитие познавательного интереса к миру природы;

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства к объектам природы;

• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия значений природы, ценность общения с природой);

• освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

• формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Общие задачи:

Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

• Формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях.

• Воспитание экологического мировоззрения и культуры, ответственного• отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Развивающая задача экологической тропы состоит в том, чтобы способствовать

• развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности. Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, дошкольники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения. Участие в общей работе по созданию и благоустройству экологической тропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук. Это экскурсии, исследования, отдых. Очистка сада от сушняка, посадка новых деревьев и кустарников, уборка листьев и мусора. Постройка новых поделок для игр детей.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа «Лесовичок».

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Возможные варианты работы на тропе:

- проведение НОД, сезонных экскурсий

- мини-субботники

- исследования на тропе:

*фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)

*развешивание кормушек

*наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)

*фотографирование

*рисунки, плакаты, поделки

- сбор природного поделочного материала (шишки, листья.)

«Красная книга природы»;

«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);

выставки и экспозиции;

экологические сказки;

уроки доброты;

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

взросло-детские проекты;

• изготовление поделок, рисунков;

• субботники по облагораживанию территории детского сада;

• участие в конкурсах;

• фотовыставки;

• изготовление экологической газеты.

Станции экологической тропы

1. «Цветочная мозаика»

2. «Во саду, ли в огороде»

3. «Дорожка здоровья»

4. «Метеостанция»

5. «Сосновая»

6. «Зеленая аптека»

7. «Птицы наши друзья»

8. «Водоем»

9. «Лужайка с насекомыми»

Хозяин тропинки

«Лесовичок» - сказочный персонаж

Жил в лесу лесовичок,

Деревянный старичок.

Вместо рук – сухие ветки,

Вместо носика – сучок.

Но не бойтесь его, детки,

Это добрый старичок.

Лапку он лечил зайчонку,

Вынул острую занозу.

Зуб пломбировал бельчонку,

Молодую спас берёзу.

Ветер ствол её сломал,

Звери думали, пропала.

Старичок забинтовал,

И расти, берёзка стала.

Вот такой лесовичок,

Всем в лесу он помогает.

Сладким мёдом старичок

Всех гостей своих встречает.

А два брата, мухоморы,

С давних лет его друзья.

Дружат долго и без ссоры.

Это точно знаю я.

Станция №1 «Цветочная мозаика»

Цветник — украшение на территории дошкольного учреждения, он используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. Здесь педагог помогает детям формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей. Обращает внимание на различные сроки цветения растений в клумбе, и выявляет их причины. Учит создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.

Цель: формировать представления о цветах, их разнообразии, особенностях, вызвать интерес и желание заботиться о растениях.

Объекты для наблюдения:

ирис,

ромашки,

петуньи,

бархатцы,

пионы,

тюльпаны,

нарциссы и др.

Станция №2 «Во саду, ли в огороде»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.

На этой станции дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая).

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Станция №3 «Дорожка здоровья»

«Дорожка здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Дорожки здоровья» является: организация физкультурно – оздоровительной работы с летний период.

Основными задачами являются:

- профилактика плоскостопия;

- улучшение координации движения;

- улучшение функции сердечно - сосудистой и дыхательной системы;

- повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям;

- улучшение эмоционально – психического состояния детей;

- приобщение детей к здоровому образу жизни.

Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем.

Станция №4 «Метеостанция»

Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста элементарному фиксированию и прогнозированию состояния погоды.

Задачи.

1) Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.

2) Формировать элементарные экологические знания и представления детей через прогнозирование.

3) Развивать экологическое мышление в процессе поведения элементарных опытов.

4) Развивать понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов.

5) Дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду.

6) Познакомить с приборами – помощниками, использовать их для определения погоды и прогнозирования.

7) Совершенствовать навыки применения знаний на практике.

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкомер (посуда для сбора осадков, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке. Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

Станция №5 «Сосновая»

Содержание: в этом месте посажены молодые сосенки.

На данном этапе дети знакомятся со строением дерева (ствол, ветви, хвоя, узнают, что шишка – это плод сосны, носитель семени).

Цели работы:

- познакомить детей с хвойным деревом,

- обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева,

- наблюдать за сосной в разные времена года,

- учить находить сходство и различия между разными видами хвойных деревьев.

Станция №6 «Зеленая аптека»

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

«Я не степью хожу — я хожу по аптеке, разбираясь в её травяной картотеке».

Объекты для наблюдений:

Крапива

Шалфей

Подорожник

Валерьяна

Мать-и-мачеха

Календула

Ромашка аптечная

Одуванчик

Ландыш

Зверобой

Земляника

Мята

Тысячелистник

Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».

Станция №7 «Птицы наши друзья»

На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц в нашем крае; развивать познавательную способность дошкольников.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни.

2. Расширять знания детей при наблюдении за птицами.

3. Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц, какую пользу они приносят.

4. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Станция №8 «Водоем»

Водоем – интересный объект для наблюдения, привлечет разных птиц, насекомых. Возможно обитание рыб, земноводных, наблюдение за водными растениями. Таким образом, мы объясним детям действие экосистем в водоеме и рядом с ними. Водные растения – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.

В результате:

- дети получают знания о свойствах пресной воды, ее агрегатных состояниях (летом – испарение, зимой – замерзание, после ливня – прибывание);

- дети узнают интересные сведения о водоемах Мордовии, о возможности создания искусственного водоема дома;

- появился ярко выраженный интерес к водным объектам нашего региона;

- бережно относиться к природе, овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе;

- сформировать стремление к исследованию объектов природы;

- узнавать значение воды в жизни всего живого;

- узнать много интересного из жизни обитателей пресных водоемов (рыб, земноводных, водоплавающих, животных, насекомых, растений);

- с интересом заниматься поисковой деятельностью;

- родители проявляют интерес, советуются о возможности создания водоема дома, это способствует приобщению к природе родного края.

Станция №9 «Лужайка с насекомыми»

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей. На этой станции дети имеют возможность понаблюдать за жизненной активностью насекомых, развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу, воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым.

Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых, о взаимосвязях (цепи питания, рассказать детям о правилах обращения с насекомыми (безопасность).

Задачи:

1. Формировать представления об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

2. Формировать элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения.

3. Воспитывать бережное отношение к живому.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость.

5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Метеостанция как элемент экологической тропы В процессе ознакомления с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, общаться, постоянно стремится к эксперименту, осваивает нормы.

Конспект экологической тропы «Путешествие в весенний лес» во второй группе раннего возраста Конспект экологической тропы на тему «Путешествие в весенний лес» во второй группе раннего возраста. Воспитатели: Краюхина Анна Александровна,.

Макет экологической тропыМакет экологической тропы Уважаемые коллеги,я предлагаю оценить макет нашего детского сада. Мы реализуем,в рамках районной инновационной площадки,долгосрочный проект.

Методическое пособие «Организация экологической тропы в ДОУ» .

Наглядное пособие. Макет экологической тропы «В гостях у Флорика»Наглядное пособие. Макет экологической тропы «В гостях у Флорика» Макет разработан воспитателем МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок» города Нижнего Новгорода Абдуллиной Юлдуз Сайяховной совместно с детьми.

Фотоотчет «Открытие экологической тропы»Фотоотчет «Открытие экологической тропы» Открытие экологической тропы. Задачи. • Создать условия для знакомства с объектами экологической тропы. • Заинтересовать дошкольников в.

Видео «Паспорт экологической тропы» Пояснительная записка В целях экологического образования на территории детского сада создана Экологическая тропа, которая выполняет познавательную,.

Работа по исследованию экологической тропы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 15 РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ. Программные.

Схема путешествия по маршруту экологической тропы детского садаСхема путешествия по маршруту экологической тропы детского сада №5 «Петрушка» города Таштагол Схема путешествия по маршруту экологической тропы Подготовительный этап (детский сад) 1) Детальное обследование.

Станция «Водоем» экологической тропы в детском садуСтанция «Водоем» экологической тропы в детском саду На глади тихого пруда, заросшего осокой, сверкнёт падучая звезда и упадёт глубоко. Там, в глубине притихших вод, таинственно мерцая, скользит,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 04:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт экологической тропы дошкольного учреждения «Охраняйте природу!»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Кондратьева (УИ 458668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД