Елена Илларионова
Паспорт уголка экспериментирования
Паспорт уголка экспериментирования «Почемучка»
Воспитатель: Илларионова Е. В.
Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи решаемые в уголке экспериментирования :
- формировать целостное восприятие о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально – чувственного опыта;
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
Публикация «Паспорт уголка экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Наш уголок опытно – экспериментальной деятельности состоит из 7 зон:
1 зона – мини – лаборатория «Почемучка».
Здесь Вас встречает Почемучка. Это хозяин лаборатории. Он поможет ответить на все «почему» .
Сказочный персонаж превращает занятие в увлекательную игру. Способствует пробуждению интереса к получению знаний в области экспериментирования.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. С их помощью дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.
-Специальная посуда
Разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелочки, ситечки.
-Природный материал
Камешки, песок, глина, земля, скорлупа, шишки, ракушки, семена, кора деревьев, сухоцветы, и др.
- Утилизированный материал
Проволока, магниты, пенопласт, пробки, нитки, фантики, и др.
- Приборы помощники
Микроскоп, лупы, различные виды весов, зеркала, и др.
- Медицинский материал
Пипетки, груши, ватные палочки, шприцы без игл, колбочки, воронки
- Мир материалов
Деревянные предметы, металлические предметы, пластмассовые предметы
В нашей лаборатории материалы распределены по блокам:
- «Волшебница – вода»
Пищевые красители, крахмал, масло подсолнечное, сахар, чай, соль, т. е. материалы для исследования воды.
- «Воздух – Невидимка»
Трубочки, воздушные шары, мыльные пузыри, вертушки и т. д. материалы для изучения свойств воздуха.
- «Звук»
Колокольчики, бубенчики, контейнеры с разными наполнителями:(горох, пшено, монетки и др., дудочки, трещетки, наушниками и т. д. материалы для изучения звука.
- «Цвет и свет»
Фонарики, цветные «стеклышки» (вырезанные из пластика, зеркала.
- «Магнетизм»
Магниты разной формы и силы, металлические, пластмассовые и бумажные предметы необходимые для изучения магнетизма.
- «Запах»
Мешочки с лекарственными травами, пробники духов, ароматические масла, ароматические свечи.
В мини – лаборатории находятся:
* Коллекции:
-Гербарий
- Коллекция ракушек
-Коллекция лекарственных трав
- Коллекция камней
- Коллекция тканей
-Коллекция семян
* Модели:
- Календарь природы (дни недели, времена года)
- Солнечная система
- Алгоритм опытов и экспериментов, которые служат для овладения детальностью, систематизации познавательного опыта.
*Макеты (выставляются в соответствии с темами недели)
- Царство льда и снега
- Кто живёт в жарких странах
- Животные наших лесов
- Времена года
- Насекомые
2 зона – уголок природы.
В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе. Познакомить детей с частями растений и их функциями. Чем дышат и как размножаются, питаются и развиваются.
На комнатные растения оформлены паспорта. Такая форма очень удобна в работе. Дети ориентируются на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за конкретным растением.
Есть тематические альбомы:
- цветы
- насекомые
- деревья
- лекарственные растения
- экологические зоны
- птицы
- комнатные растения
Так же в уголке есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватели, тряпочки, щеточки, лопатки, грабельки. Живая природа – это тоже объект исследования.
3 зона – наш методический центр.
Это центр нашей мини – лаборатории. Здесь находятся методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов.
В центре есть правила поведения в природе, экологический словарь разработанный совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся дневники наблюдений, которые ведут и заполняют дети.
4 зона – центр «Хочу все знать».
Стать настоящим учёным непросто, надо много знать. В этом помогут нам энциклопедии, которые находятся в центре, а так же атласы и альбомы.
Своевременное внесение наглядных материалов – формируют у детей умение самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
5 зона – мини музей «Чудесная кладовая»
Один из элементов экспериментальной среды – расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы детей с родителями, составлены загадки и кроссворды по разным темам. Тематика зависит от изучаемой лексической темы или устойчивого интереса к какой-либо области познания. Периодически оформляются мини выставка. Это еще одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а так же позитивного отношения к миру. Хранителем музейных экспонатов является Почемучка.
6 зона - наша игротека.
В игротеке находятся экологические игры, лото, паззлы, и др.
Создана картотека игр:
• «Земля и её жители»
• «Части суток»
• «Экологический словарь»
• «Расскажи сказку»
• «Зеленый город»
• «Собери растение»
• «Времена года»
• «От какого дерева листочек»
• «Когда это бывает?»
• «Живое не живое»
• «Что где? Кто где?»
• «Кто без чего?»
• «Времена года»
• «Хорошо – Плохо»
• «Как нас зовут?»
• «От семечка до подсолнуха»
• «Бабочка»
• «Сад - Огород»
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
7 зона – «Огород на окне»
На окне весной обустраивается огород. Совместно с детьми производится посадка: лука, овса, петрушки, салата, укропа, помидор, перца.
Огород позволяет организовать длительное наблюдение за процессом роста растений, дети учатся правильно ухаживать за всходами: поливать, рыхлить, подкармливать и т. п.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «Почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если «ребёнок – исследователь» найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет «исследователь – взрослый» : умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Такой человек способен всю жизнь находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться в любом возрасте!