Папки-передвижки

Паспорт развивающей предметно — пространственной среды

Прилепко Евгения Александровна
Паспорт развивающей предметно — пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт развивающей

предметно - пространственной

среды.

Воспитатели:

Прилепко Евгения Александровна

Центром всей образовательной работы группы является развивающая предметно – пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Публикация «Паспорт развивающей предметно — пространственной среды» размещена в разделах

Группа — это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать

накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.

Условиями полноценности функционирования группы является ее методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение, оборудование и пособия, а также игровой материал для детей.

Созданием развивающей предметно - пространственной среды и использование её потенциала для всестороннего развития каждого воспитанника занимаются

воспитатели группы.

Задачи группы:

1. Оказать своевременную квалифицированную конкретную консультативно - методическую помощь педагогам и родителям по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей.

2. Побуждать педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, квалификации и общего образовательного уровня.

3. Создать условия для творческой работы детей, совершенствования их знаний, умений, навыков.

Профилактическая работа предусматривает :

1. Обучение и развитие детей и их родителей.

2. Обобщение и распространение передового педагогического опыта в ДОУ.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности группы и семьи в обеспечении всестороннего

непрерывного развития воспитанников.

5. Своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально – волевой сферы ребенка.

6. Формирование у детей, родителей или лиц их заменяющих, навыков и умений согласно программе, используя разные формы работы: лекции, беседы, тренинги, игры, праздники, досуги и т. д.

7. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение компетентности родителей.

Развивающая работа воспитателя предполагает разработку и осуществление задач работы группы, календарного плана, предусматривающих :

1. Организацию развивающей предметной среды в группе, соответствующей

содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;

- активизация родителей в разработке атрибутов и методических пособий.

2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

- анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;

- анализ исполнения решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.

3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.

4. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

Консультативная работа включает:

- консультирование родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей;

- консультирование родителей по их запросам;

- проведение совместных консультаций для работников учебно – воспитательного учреждения с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.

Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно- пространственной среды группы

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155).

- Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014 г.

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».;

- Конституция Российской Федерации.

- Конвенция о правах ребенка.

- В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду».

- Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде (ФИРО).

Принципы построения развивающей предметно-

пространственной среды группы

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе,

технические, материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое,

спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;

двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного

использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности.

Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, таким как

санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной

безопасности.

Направления образовательных областей с учетом

взаимодополнения

Социально-

коммуникативное развитие Познавательное развитие

Речевое

развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Физическое

Развитие

Основные направления образовательной области

Развитие

игровой

деятельности

детей с целью

освоения

различных

социальных

ролей Знакомство с

миром природы

и формирование

экологического

сознания Развитие

словаря Формирование и

развитие

эстетического

восприятия мира Приобретение

дошкольниками

опыта

двигательной

деятельности

Воспитание

звуковой

культуры Формирование и

развитие

эстетического

восприятия

социального

Формирование мира

Формирование мира

основ

безопасного

поведения в

быту, социуме,

природе Знакомство с

социальным

миром Развитие

связной речи Формирование и

развитие

художественного

восприятия

произведений

искусства Становление

целенаправленности и

саморегуляции в

двигательной

сфере

Формирование

элементарного

осознания

явлений языка

и речи

Развитие

трудовой

деятельности Развитие

элементарных

математических

представлений Формирование

грамматического строя речи Художественная и

изобразительная

деятельность Становление

ценностей

здорового

образа жизни

Патриотическое

воспитание Воспитание

любви и

интереса к

художественному слову

Информационная справка о приёмной комнате

Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования родителей с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.

Приёмная оборудована шкафами для хранения верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркирована. В приемной комнате предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей (имеется батарея, под детскими шкафами проходит отопительная труба). За кабинками-ячейками имеется место для хранения игрушек, используемых на прогулке.

Информационная справка о групповой комнате

Цель: использование ПРС группы для развития и комфортных условий

пребывания детей в детском саду.

«ЗОНА ПОЗНАНИЯ»

Задачи: развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формировать умения комплексно обследовать предмет.

"ЗОНА ПОЗНАНИЯ" состоит из блочно-сочетаемых и интегрируемых между собой мини-сред (уголков, мастерских и мест). Данные объекты ПРС достаточно связанны между собой с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты. "ЗОНА ПОЗНАНИЯ» является не только украшением группы, но и местом саморазвития детей.

Познавательно-исследовательская лаборатория

В лаборатории размещается материал для экспериментальной деятельности:

Приборы: весы, микроскоп, мерные ложечки и сосуды;

Неструктурированный материал: емкости с сыпучими; жидкими, твердыми

веществами, песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др. ;

• Алгоритмы для проведения опытов;

• Карты наблюдения;

Постоянной выставка различных коллекций: экспонаты - редкие предметы

(раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

• Чаши для игр с водой и песком.

Воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать

предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и

осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие

открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о

природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания. Каждый

ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом

радость открытия.

Свободный доступ к материалу открытые емкости на уровне роста детей дает возможность детям работать с материалом там, где он находится или

перемещать его в зависимости от желания детей.

Блок познавательно-речевого развития

Цель: Развитие умственных и творческих способностей.

Задачи:

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах

деятельности;

- практически овладевать воспитанниками нормами речи.

У детей формируется умение самостоятельно "работать" с книгой, "добывать"

нужную информацию, происходит накопление познавательного опыта.

Дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом по различным

разделам, способствуют уточнению, систематизации знаний, умений навыков, их

использованию в игровой деятельности.

Мастерская преобразования

Цель: Развитие пространственного мышления, мелкой моторики, навыков работы

по схемам, моделям.

Задачи:

Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой

деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим,

радоваться результатам коллективного труда.

В функциональном мастерской находится материал:

По конструированию: мозаика, конструктор «Лего» (мелкий, конструктор

3D, конструктор «Лего» (крупный, напольный деревянный и пластиковый конструкторы, строительный материал («Пазлы», «Тико», «Соты» и др., образцы для конструирования;

В мастерской располагается материал по конструированию. Он расклассифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведенных для него шкафах в открытых коробках. Строительный материал – универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) двух - трех размеров. Напольный (крупный) строительный материал размещается в той части мастерской, в которой дети занимаются только конструированием. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться. Есть возможность создавать постройки на полу из крупного (напольного) строительного материала. В достаточном количестве представлен пластмассовый строительный и бросовый материал, различные тематические наборы деталей. Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала имеются наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки, грибки, машины различной величины, фрукты и овощи разной величины и т. д.).

Интеллектуально-функциональная мини-среда

-подходящее место для размещения материалов по сенсорике, математике, грамоте, развитию представлений о себе и окружающем мире, различных измерителей, альбомов, также дидактических материалов-игр и т. д. Хорошо освещена, в ней размещаются столы. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу.

Развитие моторики.

Блок экологического развития

«Уголок природы»

Задачи:

- развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную)

деятельность;

- формировать целостную картину мира, сенсорное развитие.

Групповой сюжетно-ролевый блок «Уголок природы» оснащен:

Календарь природы

Гербарий

Ящик для рассады

Набор почв и камней

Иллюстрации о природе

Д/ игры: «Живая природа», «Кто чей малыш», «Кто, где живет», «Домино-

фрукты и овощи», «Парочки-растения, грибы», «Что из этого вырастет»

Демонстрационный материал: «Птицы», «Домашние животные», «Дикие

животные», «Овощи», «Фрукты»

Блок экологического развития «Игры с водой и песком»

Образовательная область «Познание»

Вид деятельности: поисково-исследовательская, трудовая

Цель: Формирование естественнонаучных представлений. Развитие

наблюдательности, любознательности, активности.

Групповой сюжетно-ролевый блок «Игротека» оснащен:

Емкость для воды и песка

Фартуки

Совок

Веник

Тряпочки

Набор кружек

Емкости для песка

Емкости для игрушек (для обыгрывания)

«Уголок книги»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Вид деятельности: чтение

Цель: Развитие литературной речи, формирование целостной картины мира,

приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и

эстетического вкуса.

Полочка умных книг" :

- энциклопедии

- научно-познавательная литература

"Книжные выставки" :

- произведения поэтов и писателей России

- книги для самостоятельного чтения

- книжки-малышки

- сказки, повести, рассказы

- басни

- разнообразные азбуки

- природоведческая литература.

Театрализованная деятельность мини-среда

«ТЕАТР»

Мини-среда группового «Театра» оборудована:

Маски, костюмы.

Атрибуты для постановки сказок (по программе).

Пальчиковый театр.

Кукольный театр.

Картонажный театр

Настольный театр

Театр мягкой игрушки

Декорации, изготовленные самими детьми

Схемы по изготовлению атрибутов

Бросовый материал

Сюжетно-ролевый игровой блок

Цель: Формирование ролевых игр (действий, стимуляция сюжетной игры.

Воспитание коммуникативных навыков, желание объединяться для совместной

игры.

Задачи:

- развивать игровую деятельность;

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность,

патриотические чувства, принадлежность к мировому сообществу.

Групповой сюжетно-ролевый блок «Игротека» оснащен:

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Больница», «Парикмахерская»,

«Магазин» и др., Кукольная мебель

Атрибуты к режиссерским играм

Куклы и все атрибуты для игры в куклы, наборы одежды и обуви

мебель для кукол - столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки

Посуда кухонная, столовая чайная.

«Супермаркет»

различные имитаторы продуктов

(пластиковые, деревянные)

наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи;

различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа и разложить на прилавке.

«Салон красоты - Парикмахерская»

фены, бигуди, щипцы для завивки;

небольшие небьющиеся флаконы из-под разных духов и дезодорантов, шампуней, различных кремов и др. ,

всевозможные расчески и игрушечные зеркала,

одежда для парикмахера,

накидка для посетителей парикмахерской.

Медицинский центр» или «Аптека»

пузырьки (только пластиковые)

коробки обклеиваются яркой бумагой;

имитация блистеров таблеток;

наборы «Врач», халаты, косынки.

«Гараж»

грузовые и легковые автомобили;

автомобили специального назначения; автобусы;

лодочки и катера разных размеров;

самолеты и вертолеты;

игрушечные инструменты

рули.

Блок сюжетных игр способствует зарождению и развитию игры. Игровые

островки оснащены передвижной мебелью, способствующей быстрой смене

ситуации в игровом сюжете. Большое количество игрушек ярких, многофункциональных и развивающих, наполняют игровую среду групповую комнату.

Игровое пространство предусмотрено для игр и мальчиков, и девочек.

ПДД.

дорожные знаки

настольные игры по правилам дорожного движения

«зебра»

Различные плакаты

Печатные наглядные пособия для дошкольников

«Дом», «Столовая», «Торговая база»

«Юные художники»

Образовательная область «Художественное творчество»

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Вид деятельности: музыкально – художественная

Цель: Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации, музыкальном развитии.

Задачи:

- развивать продуктивную деятельность детей;

- развивать детское творчество;

- приобщать к изобразительному искусству.

Групповой блок «Юные художники» оснащен:

Папка «Образцы рисунков»

Папка «Поделки из природного материала»

Раскраски: «Хохлома», «Дымка», Гжель», «Народное творчество», «Русский

традиционный костюм»

Д/ игры: «Узнай элементы узора», «Домино», «Нарисуй сам»

Цветная бумага, альбомы для рисования, цветной, белый картон, кисточки для рисования, клея, трафареты, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, пластилин, цветные мелки, шариковые ручки, простые карандаши, стеки, салфетки, стаканчики, подставки, тарелочки, клеенки, доски для аппликации, доски для лепки, салфетки, ножницы, книжки раскраски, природный и бросовый материал.

«Юные музыканты»

Образовательная область «Музыка»

Вид деятельности: Музыкально – художественная

Цель: Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.

Формирование чувство собственного достоинства,

умения быть свободным и уверенным, способным на собственный выбор.

Воспитание уважения к другим, умения с пониманием относиться к окружающим.

Задачи: развивать музыкально — художественную деятельность;

приобщать к музыкальному искусству.

Групповой блок «Юные музыканты» оснащен:

Детские музыкальные инструменты;

Магнитофон,

Аудиокассеты с записями песен и музыки для детей;

Телевизор;

CD проигрыватель;

Музыкальные инструменты из бросового материала;

Музыкальные игрушки;

«Спортивный уголок»

Образовательная область «Физическая культура»

Вид деятельности: двигательная, игровая

Цель: Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость,

и координация, накопление и обогащение двигательного опыта детей

(овладение основными движениями, формирование у воспитанников

потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Задачи:

- развивать физические качества (скорость, сила, гибкость, выносливость, и

координация;

- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными

движениями);

- формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и

физическом совершенствовании.

Групповой блок «Спортивный уголок» оснащен:

• Мячи, Скакалки

• Ростомер

• Кегли, Палочки

• Подушечки

• Дорожки стандартные

• Дорожки из бросового материала

• Картотека различных упражнений

• Схемы выполнения упражнений

• Рекомендации по оптимизации режима двигательной активности

• Консультации для родителей

• Картотека закаливающих процедур

• Картотека подвижные игры

• Обруч

• Мелкие игрушки для упражнений по укреплению свода стопы

• Участок стены без плинтуса для формирования правильной осанки

• Емкость с песком для упражнений по укреплению свода стопы и др.

Публикации по теме:

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группеПаспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт развивающей предметно — пространственной среды
Опубликовано: 20 июля 2023 в 18:18
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт развивающей предметно — пространственной среды» (включая файлы) размещена пользователем Прилепко Евгения Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД