Сидельникова Надежда Сергеевна
Паспорт проекта «Волшебница вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта – исследовательский
Продолжительность – краткосрочный (март).
Участники – дети, родители, воспитатели.
Возраст детей - старшая группа (5-6 лет).
Актуальность:
Вода-первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни
Задачи проекта:
• исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе;
• закрепить знания о различных состояниях воды в природе;
• проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой;
• воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом;
• формировать грамотное экологическое поведение в природе.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели)
Предполагаемый результат:
• Формирование бережного и экономного отношения к водным ресурсам,
• Овладение несложными способами экспериментирования с водой.
• Появление исследовательских умений, соответствующих возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем).
• Формирование знаний о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни.
• Повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.
Продукт проектной деятельности:
• Итоговое занятие по теме «Волшебница — вода»;
• Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;
• Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;
• Семейные проекты «Кто живет в воде»
Подготовительный этап:
1. определение проблемы проекта
2. постановка цели проекта
3. разработка плана достижения цели
4. привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
5. сбор, накопление материала
6. включение в план проекта занятий, игр, исследовательской деятельности детей и др.
7. домашние задания для самостоятельного выполнении (чтение художественной литературы, изобразительная деятельность; заучивание стихотворений; опыты и эксперименты с участием родителей
Основной этап.
На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Волшебница вода».
Образовательные области Формы работы с детьми Взаимодействие с родителями
Познавательное развитие НОД «Водный транспорт. Открытие материков»
Наблюдения : За «огородом» на подоконнике, полив цветов ; Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.
Д/игры: Небо. Земля. Вода»,
«Разрезные картинки»,
«Где в природе живет вода» «Лабиринт»
Просмотр мультфильмов
«Путешествие капельки».
«Рассказы прославленного моряка». консультации для родителей «Эксперимент в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
Речевое развитие Рассказы детей из личного опыта (кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры)
Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Мойдодыр», «Путешествие Капельки», «Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой; «Дождик»Л. Квитко; «Первый снег» Я. Аким; «Град» Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х. Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал»Борис Житков; «Весна» Богдан Чалый; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи» Д. Максимович. Заучивание стихов о земле: «Дом Земли» Ю. Демянская. «Общий дом» В. Орлова. Домашнее чтение Я. Аким «Первый снег»
С. Олегов «Берегите воду»
Б. Заходер «Что случилось с рекой»
Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»
Социально-коммуникативное развитие Беседы «Откуда берется вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»;
Игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде»
Трудовая деятельность. «Напоим цветы водой», «Расти семечко».
Экспериментирование: «Вода в различных состояниях. Свойства воды».
Ситуативные разговоры: «Можем ли мы прожить без воды?», «Весенние изменения в природе. Состояния воды», «Давай искать море» Выполнение семейных проектов «Кто живет в воде»
Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
Художественно-эстетическое развитие Рисование «"Медузы и рыбки"».
Аппликация «Золотая рыбка».
Лепка коллективная «Морские обитатели» Фотовыставка
«Мы – экспериментаторы»
Физическое развитие Разучивание комплекса утренней гимнастики «На северных морях»
Подвижные игры Море волнуется», «Ручеек»,
«Караси и щука»
Физкульминутка «Капельки». “Дождик”.
Пальчиковая гимнастика «Звенит капель» Совместная игровая активность на прогулках
Результаты проектной деятельности:
У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение
видеть красоту окружающего мира.
Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях,
закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей
среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к
познавательной деятельности.
Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения,
планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Заключительный этап.
1. Итоговое занятие по теме «Волшебница — вода»;
2. Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;
3. Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;
4. Презентация семейные проектов «Кто живет в воде»
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе
Программное содержание:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
• Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
• Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Знакомство с круговоротом воды в природе
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Загадка:
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
Сегодня мы с вами поговорим о воде, ее свойствах, круговороте воды в природе
Воспитатель просит посмотреть детей на слайд с изображением Земли
- А что мы можем сказать о нашей планете Земля? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Ребята, а почему на нашей планете очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться «Вода»?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода? Как использует воду человек? (Дети объясняют, делают выводы)
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Воспитатель: Вода нужна всему живому на земле. Как вы думаете, что будет, если не будет воды?
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин, колодцев - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, озер. Это вода очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
Вода, как и всё, что есть на нашей планете, состоит из молекул. Это очень маленькие частицы, которые не видно простым глазом, а можно увидеть только под микроскопом. Посмотрите как выглядит молекула воды. На что похожа? На горошинки, которые держатся за руки.
А сейчас мы с вами поиграем.
(В. Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки)
Представим, что мы с вами вода, которая состоит из множества молекул.
Наш круг, как и вода, может менять свою форму — вытягиваться в овал, растекаться. То есть вода не имеет определённую форму. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту —она стала нагреваться. Каждый из вас — частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе, и каждый из вас движется сам по себе — стал частичкой пара. Даже ветерок может подхватить вас и закружить по воздуху. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало теплее. Теперь уже не так просто справиться с вами, вы стали прочнее, потому что вода превратилась в …. Лёд.
- Играя вы поняли в каких трех состояниях вода бывает в природе? (предположение детей)
Правильно! Вода бывает в твердом, жидком, газообразном состоянии
(Дети рассматривают, приводят примеры)
Каждый день солнце нагревает воду в морях, реках, озёрах, и она превращается в пар.
В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее там воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Как же вода снова попадает на землю?
- А откуда берется дождик? Давайте проведем эксперимент. Сбрызгиваю губку водой и спрашиваю, льется вода из губки? Даю потрогать. Куда делать вода? Губка её впитала, одних капелек для неё слишком мало. Затем опускаю губку в противень с водой, переворачиваю и поднимаю. Вот и пошёл дождь. Губка вся промокла, не смогла уже больше запасать - держать в себе воду, вот она и начала капать из неё. Так же и в природе, маленькая тучка, как губка, запасает в себе воду, впитывает, растёт, темнеет. Крошечные капельки в туче сливаются, тяжелеют. Туча держать их уже не может, и они падают вниз, проливаются дождём.
То есть когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)