МААМ-картинки

Паспорт проекта «Волшебница вода» в старшей группе

Сидельникова Надежда Сергеевна
Паспорт проекта «Волшебница вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта – исследовательский

Продолжительность – краткосрочный (март).

Участники – дети, родители, воспитатели.

Возраст детей - старшая группа (5-6 лет).

Актуальность:

Вода-первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни

Задачи проекта:

• исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе;

• закрепить знания о различных состояниях воды в природе;

• проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой;

• воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом;

• формировать грамотное экологическое поведение в природе.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели)

Предполагаемый результат:

• Формирование бережного и экономного отношения к водным ресурсам,

• Овладение несложными способами экспериментирования с водой.

• Появление исследовательских умений, соответствующих возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем).

• Формирование знаний о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни.

• Повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.

Продукт проектной деятельности:

• Итоговое занятие по теме «Волшебница — вода»;

• Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;

• Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;

• Семейные проекты «Кто живет в воде»

Подготовительный этап:

1. определение проблемы проекта

2. постановка цели проекта

3. разработка плана достижения цели

4. привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

5. сбор, накопление материала

6. включение в план проекта занятий, игр, исследовательской деятельности детей и др.

7. домашние задания для самостоятельного выполнении (чтение художественной литературы, изобразительная деятельность; заучивание стихотворений; опыты и эксперименты с участием родителей

Основной этап.

На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.

План работы по осуществлению проекта «Волшебница вода».

Образовательные области Формы работы с детьми Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие НОД «Водный транспорт. Открытие материков»

Наблюдения : За «огородом» на подоконнике, полив цветов ; Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.

Д/игры: Небо. Земля. Вода»,

«Разрезные картинки»,

«Где в природе живет вода» «Лабиринт»

Просмотр мультфильмов

«Путешествие капельки».

«Рассказы прославленного моряка». консультации для родителей «Эксперимент в детском саду», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;

Речевое развитие Рассказы детей из личного опыта (кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры)

Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Мойдодыр», «Путешествие Капельки», «Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой; «Дождик»Л. Квитко; «Первый снег» Я. Аким; «Град» Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х. Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал»Борис Житков; «Весна» Богдан Чалый; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи» Д. Максимович. Заучивание стихов о земле: «Дом Земли» Ю. Демянская. «Общий дом» В. Орлова. Домашнее чтение Я. Аким «Первый снег»

С. Олегов «Берегите воду»

Б. Заходер «Что случилось с рекой»

Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»

Социально-коммуникативное развитие Беседы «Откуда берется вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»;

Игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде»

Трудовая деятельность. «Напоим цветы водой», «Расти семечко».

Экспериментирование: «Вода в различных состояниях. Свойства воды».

Ситуативные разговоры: «Можем ли мы прожить без воды?», «Весенние изменения в природе. Состояния воды», «Давай искать море» Выполнение семейных проектов «Кто живет в воде»

Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

Художественно-эстетическое развитие Рисование «"Медузы и рыбки"».

Аппликация «Золотая рыбка».

Лепка коллективная «Морские обитатели» Фотовыставка

«Мы – экспериментаторы»

Физическое развитие Разучивание комплекса утренней гимнастики «На северных морях»

Подвижные игры Море волнуется», «Ручеек»,

«Караси и щука»

Физкульминутка «Капельки». “Дождик”.

Пальчиковая гимнастика «Звенит капель» Совместная игровая активность на прогулках

Результаты проектной деятельности:

У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение

видеть красоту окружающего мира.

Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях,

закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей

среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к

познавательной деятельности.

Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения,

планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.

Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Заключительный этап.

1. Итоговое занятие по теме «Волшебница — вода»;

2. Оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;

3. Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;

4. Презентация семейные проектов «Кто живет в воде»

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе

Программное содержание:

• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

• Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

• Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение сказки «Путешествие Капельки»

Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Загадка:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Сегодня мы с вами поговорим о воде, ее свойствах, круговороте воды в природе

Воспитатель просит посмотреть детей на слайд с изображением Земли

- А что мы можем сказать о нашей планете Земля? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

- Ребята, а почему на нашей планете очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться «Вода»?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода? Как использует воду человек? (Дети объясняют, делают выводы)

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Воспитатель: Вода нужна всему живому на земле. Как вы думаете, что будет, если не будет воды?

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин, колодцев - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, озер. Это вода очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

Вода, как и всё, что есть на нашей планете, состоит из молекул. Это очень маленькие частицы, которые не видно простым глазом, а можно увидеть только под микроскопом. Посмотрите как выглядит молекула воды. На что похожа? На горошинки, которые держатся за руки.

А сейчас мы с вами поиграем.

(В. Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки)

Представим, что мы с вами вода, которая состоит из множества молекул.

Наш круг, как и вода, может менять свою форму — вытягиваться в овал, растекаться. То есть вода не имеет определённую форму. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту —она стала нагреваться. Каждый из вас — частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе, и каждый из вас движется сам по себе — стал частичкой пара. Даже ветерок может подхватить вас и закружить по воздуху. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало теплее. Теперь уже не так просто справиться с вами, вы стали прочнее, потому что вода превратилась в …. Лёд.

- Играя вы поняли в каких трех состояниях вода бывает в природе? (предположение детей)

Правильно! Вода бывает в твердом, жидком, газообразном состоянии

(Дети рассматривают, приводят примеры)

Каждый день солнце нагревает воду в морях, реках, озёрах, и она превращается в пар.

В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее там воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Как же вода снова попадает на землю?

- А откуда берется дождик? Давайте проведем эксперимент. Сбрызгиваю губку водой и спрашиваю, льется вода из губки? Даю потрогать. Куда делать вода? Губка её впитала, одних капелек для неё слишком мало. Затем опускаю губку в противень с водой, переворачиваю и поднимаю. Вот и пошёл дождь. Губка вся промокла, не смогла уже больше запасать - держать в себе воду, вот она и начала капать из неё. Так же и в природе, маленькая тучка, как губка, запасает в себе воду, впитывает, растёт, темнеет. Крошечные капельки в туче сливаются, тяжелеют. Туча держать их уже не может, и они падают вниз, проливаются дождём.

То есть когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед

Растает – и снова в поход

По горным вершинам,

Широким долинам

Вдруг в небо взовьётся

Дождем обернется

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница Вода» в старшей группеКонспект занятия по экспериментированию «Волшебница Вода» в старшей группе «Волшебница Вода» экспериментирование в старшей группе Цель: Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ:.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта «Волшебница Вода»Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта «Волшебница Вода» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в рамках проекта "Волшебница.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» "Что я слышу-забываю, Что я вижу помню, Что я делаю -понимаю". Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Паспорт проекта «Волшебница вода» в старшей группе
Опубликовано: 14 февраля 2025 в 08:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт проекта «Волшебница вода» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Сидельникова Надежда Сергеевна (УИ 2461254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 февраля 2025 суббота
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Православный праздник Сретение!
Праздник гиппопотама!
16 февраля 2025 воскресенье
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Хвала русскому валенку!
Совушка - мудрая головушка!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД