Людмила Карасева
Паспорт проекта «Масленица» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта по образовательной области «Речевое развитие» на тему:
«Широкая Масленица!»
(Развитие речи дошкольников средствами фольклора).
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (недельный).
Публикация «Паспорт проекта „Масленица“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Участники проекта : дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея развития речи дошкольников путем «погружения» их в фольклорный материал, а также проведения праздничного гулянья «Широкая Масленица!» силами педагогов, родителей и ребят.
Гипотеза данного проекта : уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием разных форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- фольклорный материал будет отобран адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Цель проекта :
• Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами устного народного творчества.
• Развитие речи дошкольников через приобщение к культурным традициям нашего народа.
Задачи образовательных областей:
«Познавательное развитие» :
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
• Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями.
• Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
• Закрепить правила безопасного обращения с огнем.
«Коммуникативное развитие» :
• Определить основные методы, формы использования фольклорного материала в процессе речевого развития детей и разработать методику его комплексного применения.
• Обогатить словарный запас детей.
• Развивать образную и связную речь детей.
• Расширить и углубить знания детей о празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника.
• Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
• Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, частушки, шутки, прибаутки, песни, заклички, припевки на мсленичную тематику, считалки, дразнилки).
«Художественно-эстетическое развитие» :
• Побуждать детей к выражению своих чувств, отношения к празднику в изодеятельности.
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
• Воспитывать интерес к музыкальным произведениям.
• Формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, бубенцах, трещотках, рубеле и других).
• Исполнять хороводы.
«Социально-коммуникативное развитие» :
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-драматизации, сюжетно-ролевой игре, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса.
«Физическая культура» :
• Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции.
• Упражнять в беге, в умении действовать по сигналу.
• Поощрять стремление принимать участие в народных играх.
Проблема проекта :
отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.
Основные направления реализации проекта :
Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Широкая Масленица!» :
• НОД по речевому развитию «Как на масленой неделе»;
• НОД по познавательному развитию «Ай, да Масленица!»;
• НОД с интеграцией образовательных областей «Проводы Масленицы»;
• НОД по трудовой деятельности «Масленица-блиноедка»;
• НОД по художественно-эстетическому развитию «Масленица» (изготовление куклы из бросового материала);
• НОД-развлечение «Широкая Масленица».
Совместная деятельность родителей и детей – материалы для альбома «Любимые рецепты блинов».
Совместная деятельность педагога и детей :
1. Беседа с детьми о празднике Масленица на Руси и в наше время.
2. Чтение художественной, познавательной литературы по теме.
3. Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий по теме.
4. Рассказы детей о проведении праздничной неделе дома, в кругу семьи.
5. Художественно-творческая деятельность:
а) изготовление чучела «Масленицы»;
б) игры-хороводы вокруг масленицы целую неделю;
в) изготовление бумажных бус, головных уборов, открыток, поделок.
г) проводы Масленицы.
Планирование работы над проектом :
проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ;
выбор декораторов (помощь в оформлении);
выбор затейников (для организации игр);
работа в группе по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей;
выбор формы реализации проекта;
помощь в подборе музыкального сопровождения;
разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника;
организация места проведения праздника;
проведение инструктажа по технике безопасности;
проведение цикла бесед: «Что за праздник «Масленица»?», «История возникновения празднования Масленицы на Руси», «Как празднуют Масленицу в нашем городе?» и другие;
изготовление с детьми в группе необходимых атрибутов для проведения праздника;
участие детей во всех мероприятиях в детском саду, связанных с праздником;
заучивание закличек, потешек, припевок, русских народных игр, хороводов ;
создание картотеки народных игр;
создание картотеки хороводных игр;
создание картотеки подвижных игр;
подбор материалов для папки-передвижки «Широкая Масленица!»
отражение в рисунках, поделках детей элементов праздничной недели.
Технологическая карта проекта :
1. Образовательная область Физическое развитие
Виды детской деятельности: двигательная, игровая
Формы работы: народные подвижные игры: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки», «Горелки» и другие.
Игры-аттракционы: катание на санках; перетягивание каната; снежный тир; «петушиный бой»;
2. Образовательная область Познавательное развитие
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная
Формы работы: беседы о традициях и обрядах праздника, экскурсия в музей народного быта, встреча с участниками фольклорного ансамбля «Зень»,
беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!»
3. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие
Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, продуктивная
Формы работы: разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др. ;
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей: «Масленица-кривошейка», «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»;
Русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен»;
Слушание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица»
Изготовление поделок: народная кукла «Масленка», «Солнышко» (пластилинография, «Рисование блинов в нетрадиционных техниках»;
Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежной крепости» и других;
5. Образовательная область Коммуникативное развитие
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы
Формы работы: разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице;
Отгадывание загадок по тематике проекта;
Чтение произведений русского фольклора, о масленице :
«Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.
Беседы о сезонных изменениях в природе.
6. Образовательная область Социально-коммуникативное развитие
Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая
Формы работы: игра-драматизация «Как Федора Масленицу справляла», сюжетно-ролевая игра «Масленица»;
Беседы о праздниках, традициях русского народа.
Приготовление теста для блинов;
Помощь в расчистке территории от снега;
Подготовка места для проведения праздника.
Обеспечение:
1. Познавательная литература «Русские народные праздники».
2. Иллюстрации, сюжетные картинки.
3. Методический инструментарий.
Паутинка проекта :
Понедельник
Формы работы:
Беседа "Что за праздник Масленица?"
Рассматривание репродукций картин " масленица в картинах и картинках"
НОД по познавательному развитию " Ай, да Масленица!"
Игровое упражнение по перетягиванию каната "Кто сильнее"
Катание с горки " Вот качусь я в санках но горе крутой!"
Игра-забава " Снежный тир"
Хороводная игра " Снежная карусель"
Подвижная игра " Ловишки", "Волк во рву"
Народная игра "Жмурки", "Золотые ворота"
НОД по познавательному развитию "Изготовление куклы Масленицы из бросового материала" (конструирование)
Чтение пословиц и поговорок о Масленице
Прослушивание народных наигрышей «Масленица- кривошейка», «Едет Масленица», «Блины».
Вторник
Формы работы:
Общение «История празднования Масленицы на Руси»
НОД по ФЭМП «Масленица»
Физкультурный досуг в зале «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерема»
Игра-забава «Взятие снежной крепости»
Игровое упражнение " Русская метла"
Народная игра "Горелки"
Подвижная игра "«Волки и овцы», «Мороз-красный нос»
Заучивание наизусть "Частушки про масленицу"
Папка-передвижка для родителей «Масленица»
Изготовление кукол-закруток «Маслена»
Среда
Формы работы:
Беседа «Дни масленичной недели»
НОД с интеграцией образовательных областей «Проводы Масленицы»
Дегустация блинов «Блин не клин, живота не расколет!»
Наблюдение за солнцем «Солнышко, покажись! Красное, нарядись!»
Хороводная игра «Ходит Ваня»
Игра-забава «Снежный лабиринт"
Народная игра "Солнце"
Подвижные игры «Лиса и куры», «Затейники»
Чтение художественной литературы «Шутки-прибаутки на Масленицу»
Пластилинография «Масленица»
Сюжетно-ролевая игра " Масленица"
Четверг
Формы работы:
Беседа «Игры и забавы на Масленицу»
НОД по развитию речи «Как на масленой неделе»
НОД по художественно-эстетическому развитию «Масленица-блиноедка» (тестопластика)
Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела»
Игровое упражнение «Всадник»
Народная игра "Бояре"
Хороводная игра «Заря-зарница»
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
Игра-драматизация «Как Федора Масленицу справляла»
Книга родительских рецептов «Любимые рецепты блинов»
Пятница
Формы работы:
Общение «Как празднуют Масленицу в нашем городе?»
Дидактическая игра «Какой блин?»
Праздник-развлечение «Широка Масленица!»
НОД по рисованию "Блиночки, блины!"
Конкурс на лучшую снежную фигуру снеговика «Эх, мороз невелик-тает наш снеговик!»
Игра-забава «Платочки»
Хороводная игра «Масленичный паровоз»
Народная игра "Гори, гори ясно!»
Загадки про Масленицу
Дидактическая игра «Доскажи словечко», «Четвертое лишнее»
Музыкальная забава " Веселый оркестр"
Предполагаемый результат:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику;
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
Устойчивый интерес к культуре русского народа;
Знание детьми устного народного творчества, песен, игр;
Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи дошкольников;
Повышение интереса к созданию народных игрушек.
Продукт проектной деятельности :
Создание альбома «Любимые рецепты блинов»
Мастер-класс от родительницы «Печем блины на Масленицу»;
Презентация «Широкая Масленица!»
Выставка детских поделок «Ай, да Масленица!»
Презентация проекта :
Праздник – развлечение «Широкая Масленица!»
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр-драматизаций на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, обогатить словарный запас дошкольников через освоение фольклорного материала.
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;
-у детей повысился уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами устного народного творчества;
-у воспитанников сложилось положительно-эмоциональное и осознанное отношение к празднику.
-дети готовы участвовать в практических делах по проведению праздника, в своих работах отразить его сущность.
- у дошкольников сформированы навыки культурного поведения во время проведения мероприятий.
-дети знают правила безопасности в обращении с огнем.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.
Исходя из анализа проведённой работы можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза в начале работы над проектом о том, что развитие речи старших дошкольников средствами фольклора будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.
Используемая литература:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 1957.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.
3. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976.
4. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г.
5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9
6. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. –М. : Просвещение,
7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9
8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост. : В. А. Богуславская, В. Д. Разова. –М. : Просвещение, 1967
9. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М. : Просвещение, 1987.
10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1984.-№4
11. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000
12. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А. В. Орловой. –Владимир. : Академия, 1995.
13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М. : Просвещение, 1981.
14. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М. : Просвещение, 1972
15. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.-№9.
16. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М. : Просвещение, 1960.
Материалы из периодических изданий:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М. : «Школьная Пресса», 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992.
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000г.
Интернет-источники:
1. https://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
2. https://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621