Корнищева Дарья
Паспорт проекта в средней группе «Дружба начинается с улыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Доброта нужна всем людям
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта – она от века украшенье человека.
(Архипова Л. М.)
День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т. е. необходимо формирование «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Публикация «Паспорт проекта в средней группе „Дружба начинается с улыбки“» размещена в разделах
Наблюдая за детьми во время их общения, я обратила внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом. Эта проблема и определила тему моего проекта – «Дружба начинается с улыбки», целью которого стало формирование у детей представления о дружбе, доброжелательном отношении друг к другу.
Проблема: В среднем возрасте большинство детей уже могут отличать «хорошие» поступки от «плохих», но однако это не всегда соответствует правилам поведения. Иногда наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, ссоры, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу.
Цель проекта : Формирование представлений об элементарных нормах общения, взаимоотношений между сверстниками, влияющих на развитие общественно- ценных качеств личности ребёнка.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Совершенствовать познавательные, коммуникативные навыки общения, мотивировать детей на совершение добрых дел и поступков.
2. Расширять представления детей о доброте, дружбе как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
3. Способствовать закреплению знаний правил вежливого общения.
Развивающие:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе, в своих возможностях.
2. Способствовать развитию связной речи, побуждать использовать в речи фольклор.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание оставлять «добрый след» о себе, в сердцах и душах других людей, приносить им пользу.
2. Воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения к сверстникам и взрослым.
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Вид проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет
Предполагаемый результат:
1. Расширилось представление о понятиях «дружба», «добро» и «зло».
2. Дети приобрели навыки взаимопомощи, сотрудничества и способность договариваться между собой, оказывая друг другу поддержку.
3. Обогатился словарный запас и используют при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами.
4. У детей развились творческие способности и коммуникативные навыки.
5. Укрепились детско-родительские отношения и представления об элементарных нормах общения, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
6. Создана в группе положительная эмоциональная атмосфера и желание у детей совершать добрые дела.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и ФГОС по теме проекта.
2. Разработка проекта и составление плана по реализации задач в процессе совместной деятельности.
3. Довести до участников важность данной темы, информировать родителей (законных представителей) с планом проекта.
4. Подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического материала.
5. Создать картотеку дидактических игр, мирилок и подобрать музыкальное сопровождение.
6. Консультация и памятка для родителей.
7. Предварительная работа с детьми. Введение детей в тему через сюрпризный момент «История про паука-злюку и заколдованных бабочек».
8. Создание предметно-развивающей среды : стенд- наша фотовыстовка «Дружба начинается с улыбки»
Направления проекта по образовательным областям ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативные игры «Угадай настроение», «Я не должен - я должен».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Пальчиковые игры «Дружные братья», «Веселые пальчики».
Хозяйственно-бытовой труд: акция «Лечебная мастерская для книг», оказание помощи младшему воспитателю, дежурство по столовой.
Труд в природе : Уход за комнатными растениями.
Познавательное развитие
Ситуативный разговор: «Как вести себя в природе», «Мои хорошие поступки», «Что доброго делают люди этой профессии»,
Дидактическая игра «Оцени поступок», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Собери сказку».
Речевое развитие
Беседы: «Дружбой дорожить умейте!» «Дарите людям доброту», «Давайте никогда не ссориться!».
Чтение художественной литературы: «Урок дружбы» М. Пляцковского, А. Барто «Вовка - добрая душа», В. Катаев «Цветик-семицветик»,В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо», Басня «Лгун» Л. Толстого, Ю. Ермолаев «Проговорился».
Викторина: «Путешествие по сказкам». Составление рассказов по тематическим сюжетным картинкам, «Мой любимый сказочный добрый герой».
Словесная игра: «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Скажи ласково».
Разучивание пословиц.
Физическое развитие
Подвижные игры и упражнения: «Ровным кругом», «Ручеек»
Художественно-эстетическое развитие
Слушание и пение в аудиозаписи песен: «Улыбка», «Настоящий друг». Песня-игра «Дружат дети всей земли». Аппликация «Доброе солнышко»
Рисование «Голубь мира».
Конструирование: «Строим город доброты».
Взаимодействие с родителями
Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
2 Основной этап. Реализация проекта.
1. День. Девиз дня: «Улыбнитесь, и друг с другом подружитесь»
- Беседа «Дружбой дорожить умейте!».
- Рассматривание картинок «Правила поведения в детском саду».
- Игра «Угадай настроение».
- Подвижная игра «Ровным кругом».
2 День. Девиз дня «От нашей доброты на сердце распускаются цветы»
- Слушание и пение песни «Улыбка».
- Чтение «Урок дружбы» М. Пляцковского.
- Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки» (по картинкам с изображением ситуаций помощи).
- Аппликация «Доброе солнышко»
3 день. Девиз дня: «Один за всех и все за одного».
- Игра «Я не должен - я должен».
- Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов».
- Развитие речи на тему «Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».
- Дидактическая игра «Собери сказку».
4 день. Девиз дня: «Мир без добра, что Земля без солнца».
- Беседа «Дарите людям доброту».
- Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа».
- Интервью с детьми «Что такое доброта» (пение песни «Если добрый ты»).
- Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
5 день. Девиз дня: «Дерево держится корнями, а человек друзьями».
- Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту, если он поступает неправильно».
- Слушание песни «Настоящий друг».
- Акция «Лечебная мастерская для книг».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница» (ситуация «Друг заболел»).
6. День. Девиз дня: «Радуйся, твори и тепло своей души всем людям дари!»
- Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик».
- Конструирование «Строим город доброты».
- Подвижная игра «Ручеек».
- Пальчиковые гимнастики «Дружные братья», «Веселые пальчики».
7. День. Девиз дня: «Жизнь так прекрасна, улыбайся и радость в сердце берегидарить улыбку не стесняйся, поверить в чудо помоги».
- Ситуативный разговор «Что доброго делают люди этой профессии», рассматривание сюжетных картинок «Труд взрослых».
- Рисование «Голубь мира» (нетрадиционные технологии).
- Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо».
- Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо».
8. День. Девиз дня: «Человек без друзей, что дерево без корней».
- Беседа: «Как вести себя в природе» (работа с сюжетными картинками).
- Песня-игра «Дружат дети всей земли».
- Просмотр мультфильмов «Кот Леопольд».
- Проговаривание пословиц.
9. День. Девиз дня: «Дружба – самое, дорогое сокровище».
- Беседа «Давайте никогда не ссориться!».
- Дидактическая игра: «Оцени поступок».
- Слушание песни «Как положено друзьям» (М. Пляцковкий, В. Шаинский).
- Словесная игра «Скажи ласково».
3. Заключительный этап.
10. День. Девиз дня: «Дерево держится корнями, а человек — друзьями».
- Драматизация народной сказки «Репка» для младших дошкольников.
- Ю. Ермолаев «Проговорился».
- Развлечение «Подари улыбку другу».
- Викторина: «Путешествие по сказкам» (положительные поступки героев).
Приложение №1
Дополнительная литература для чтения
С. Я. Маршака «Друзья-товарищи», Г. Остера «Вредные 11 советы», В. Осеевой «Рыжий кот», «Добрые слова», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Е. Благининой «Подарок», «Как светлячок друга искал», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е. Серова «Нехорошая история», Л. Толстой «Лев и собачка» В. Осеев «Волшебное слово», Е. Пермяк «Самое страшное», В. Осеева «Просто старушка», И. Романов «Придумано кем», М. Скребцова «Начало мудрости», Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», чтение пословиц и поговорок о доброте, М. Яснов «Мирная считалка», Я. Аким «Жадина», З. Александрова «Птичья столовая», сказка «Два жадных медвежонка»
Музыкальные произведения слушание и пение песен: «Улыбка», «Настоящий друг», «Весёлые друзья», «Всё мы делим пополам», «Вместе весело шагать», «Песенка друзей», «Ты да я, да мы с тобой», «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»… Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра», «Кот Леопольд», группы Барбарики «Доброта».
Просмотр мультфильмов: «Кот Леопольд» «Крошка енот» «Фунтик» «Как ослик счастье искал», «Лунтик», «Как ослик счастье искал», просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты».
Список литературы.
1. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л. Л. «Издательство «Детство-пресс», 2015.
2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Полынова В. К. Издательство «Детство-пресс», 2016
3. Добрые сказки. Этика для малышей. Пахомова О. Н. Изд. «Книголюб», 2002.
4 Кукольный театр дошкольникам. Караманенко Т. Н. Просвещение, 1982.
5. Развиваем малышей через игру и сказку. Турбина Г. Н. УЦ «Перспектива», 2012.
6. Полная хрестоматия для дошкольников. Книга 2. Сост. Томилова С. Д. У-Фактория, 2006.
7. Детское чтение 4-5 лет. Дрофа-Плюс,2007.
8. Воспитателю о работе с семьей. Под. Ред. Виноградовой Н. Ф. Просвещение, 1989.
9. Понимаете ли вы своего ребенка? Веракса Н. Е. Дрофа, 2008.