Татьяна Головина
Паспорт первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Головина Т. Ю.
Общие сведения о группе :
Группа расположена на первом этаже «Детский сад № 19». Общая площадь группы : 103.96 кв. м. Группа включает в себя : раздевальную комнату- 15.41 кв. м, игровую-57.63 кв. м, спальную- 18.38 кв. м, туалетную- 9.83 кв. м и два тамбура- 1.44 кв. м и 1.27 кв. м.
Режим работы группы : с понедельника по пятницу, с 7.30 до 17.30 часов. Выходные дни: суббота, воскресение и праздничные дни.
Количество воспитанников: 12 детей. Из них: 3 мальчика и 9 девочек.
Список воспитанников:
Публикация «Паспорт первой младшей группы» размещена в разделах
1. Третьякова Василина
2. Могулясова Вика
3. Петросян София
4. Зайченко Алина
5. Кадирова Диана
6. Федотова Василина
7. Галайчук Елисей
8. Нехорошева Ксения
9. Фокина Злата
10. Фирсов Мирон
11. Лысенко Савелий
12. Рязанцева Анна
Возрастные психофизические особенности детей 2-3 лет.
Основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения.
Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов.
При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе".
Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т. п.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно - развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
В качестве важных психологических особенностей данного возраста важно отметить:
• наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
• речь находится в стадии формирования;
• обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния ребенка;
• внимание, мышление, память непроизвольны.
• Социально-эмоциональное развитие:
• Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
• Общая моторика, моторика рук:
• Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
• Зрительно-моторная координация:
• Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
• Восприятие, предметно-игровая деятельность:
• Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
• Психическое развитие:
• Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
• Понимание речи:
• Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду. ". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по фоРме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.
Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.
Развивающая предметно-пространственная среда группы (по С. Л. Новоселовой).
Подпространства Виды деятельности Содержание предметно-игровой среды
«Игрового развития» Сюжетно-отобразительная деятельность 1) сюжетно- образные игрушки,
2) кукольный уголок,
3) игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр.
Мягкая детская мебель (стол, два кресла, диван, кукольная кровать с постельными принадлежностями, гладильная доска, плита, мойка для посуды.
Наборы посуды столовой, чайной, кастрюли, сковородки, муляжи продуктов, овощей, фруктов.
Куклы в платьях.
Куклы-пупсы с наборами одежды.
Наборы для купания пупсов: ванночки, кувшины, полотенца, пеленки, «кирпичики- мыло».
Наборы для игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».
Куклы больших и средних размеров.
Коляски для кукол.
Телефоны.
«Интеллектуального развития и творчества» Познавательно-отобразительная деятельность Легкий модульный материал- мягкие объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров.
Строительный уголок:
конструкторы разного размера: крупный, мелкий.
Кубики разного размера, кирпичики, цилиндры, призмы, дуги, пластины.
Игрушки для обыгрывания.
«Уголок двигателей» :
Машины крупного, среднего размера, каталки, петушки-качалки.
«Уголок правил дорожного движения» : светофор, машины.
«Интеллектуального развития и творчества» «Книжный уголок»
Детские книжки для чтения и рассматри-вания иллюстраций с тонкими и толстыми страницами.
Песенки, потешки.
Сюжетные картинки.
Вкладыши, пазлы-сюжеты русских сказок для детей до 3-х лет.
«Уголок развития речи»
Дидактические игры: «Парные картинки», «Кто в домике живет», «Откуда это?»- из серии «Обучающие половинки», «Большие- маленькие», «Кто как кричит?», наборы игрушек, предметных и сюжетных картинок.
«Интеллектуального развития и творчества» Процессуальная игра (развитие символической функции мышления) Предметы-заместители, неоформленный материал (коробочки, кубики, баночки пластмассовые разных размеров и форм).
«Интеллектуального развития и творчества» Сенсорное развитие Пирамидки разного размера, башенки, горки, воротики, цветные цепочки, вкладыши, рамки, втулки, наборы цветных чашек и кубиков, цветные шарики разного размера, коробочки и каталки четырех основных цветов, игры с молоточками, для прокатывания и выбивания шаров, матрешки разного размера, шнуровка.
Сенсорный цветок со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками на развитие мелкой моторики.
Дидактические игры: лото, парные картинки, мозайка крупная, пазлы крупные, наборы разрезных картинок на кубиках.
«Интеллектуального развития и творчества» Продуктив-ная деятельность Уголок изо-деятельности
мольберт (доска- магнитная доска, рулон бумаги для свободного рисования, мелки, восковые мелки, магнитные кнопки.
Стол, 3 стула.
Цветные стаканчики с карандашами 4-х цветов.
«Физичес-кого развития» Физическое развитие Бубен, цветные ленточки, погремушки, цветные флажки, кубики разного размера, мешочки с крупой, мячи разного размера, шнуры, медальоны с изображением животных для подвижных игр, дуга для подлезания, цветные обручи, «дорожка здоровья», «следочки», дорожка клеенчатая, маленькие маты, колокольчик, шарики, кегли большие и средние.