Наталья Никитина
Паспорт мини-музея «В гостях у сказки» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Профиль музея: познавательно - творческий
Возраст: 3-4 года (младшая группа)
Характеристика помещения: групповая комната.
Мини – музей состоит из 5 разделов:
1. Книжный
2. Театральный
3. Игровой (игротека)
4. Музейная мастерская
5. Маски к сказке
Правила поведения в мини - музее:
Публикация «Паспорт мини-музея „В гостях у сказки“ в младшей группе» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт группы
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
• Экспонаты можно трогать руками;
• Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
• Экспонаты нельзя ломать;
• Можно и нужно задавать вопросы;
• Можно пополнять музей новыми экспонатами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно убеждает,
особенно врезается в память, толкает мысль…
Н. К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Актуальность
Создание маленького музея непосредственно в группе – это явление удивительное, способствующее осуществлению важнейших педагогических задач. Предметы, собранные в одном месте имеют для маленького ребенка чисто практическое значение, с помощью своей коллекции малыш реализует себя, предметы становятся частью развивающей среды.
В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения они находят в театре. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Аспекты музейной деятельности.
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей младшего и среднего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности, познавательное развитие детей, художественные, изобразительные навыки.
Цель создания музея – Формирование у детей интереса к сказкам, средствами различных видов театра.
Задачи:
побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
формировать представление о различных видах театра;
развивать речь, воображение и мышление;
помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру;
воспитывать на основе содержания русских сказок уважение к традициям народной культуры.
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
-наглядность
-доступность
-содержательность;
- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия)
Формы работы:
- организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
- организация совместных с родителями мероприятий;
- организация театральных вечеров (показ сказок);
Формы работы с родителями:
- Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
- Открытые показы занятий и театральных представлений.
Ожидаемые результаты:
Посредством театрализации у детей:
- развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
- дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
- разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
- совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Мини-музей располагается в игровой комнате. В нем мы постарались собрать всю коллекцию сказок, стишков, потешек. На наш взгляд это благоприятная почва для беседы с ребенком. Поскольку сказки понятны малышам, они с удовольствием пересказывают их.
В настоящих музеях большинство экспонатов трогать нельзя, запрещено, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.
А так как у детей появляется интерес, обучение становиться более эффективным.
Мы рассматриваем мини - музей как часть предметно-развивающей среды, но и как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка дошкольника.
Разделы мини-музея, особенности использования
Раздел «Игротека» Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, дидактические игры, домино.
Раздел «Театр сказок» Здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, куклы Би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, вязаный театр.
Раздел «Сами своими руками» Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями (рисунки, поделки).
Раздел «Маски к сказке» Используются в процессе непосредственно образовательной деятельности, в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», а так же в самостоятельной деятельности, при инсценировки сказок.
Раздел «Библиотека» Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о сказках, которые используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, книги о сказках. В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности.
Перспектива развития музея:
- пополнение костюмов в уголок «Ряженья»;
- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;
- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.