Елена Полякова
Паспорт мини-музея «Русская горница»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт мини-музея «Русская горница»
Содержание
стр.
1. Паспортные данные мини-музея… 3
2. Направленность мини-музея…. 4
3. Цель, задачи…. 4
4. Адресность…. 4
5. Соблюдение принципов…. 5
6. Педагогические функции музея… 5
7. Формы работы в музее… 5
8. Основная идея развития музея…. 6
9. Характеристика экспозиций…. 8
10. План работы мини-музея…. 10
1. Паспортные данные мини – музея.
Публикация «Паспорт мини-музея „Русская горница“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
Место расположения, условия: мини-музей занимает уголок в средней группе.
Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского образования. Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставится задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
При реализации образовательной программы дошкольного образования с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
учёт принципа постепенного перехода от более близкого ребёнка к менее близким культурно-историческим фактам.
деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок).
осознанный выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
2. Направленность мини-музея : социально–коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное.
Направление: этнография, русское народное творчество.
3. Цель: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством ознакомления с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.
Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия.
Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей Родины.
Знакомить с русским народным фольклором.
Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
4. Адресность
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей учреждения, где проводится образовательная деятельность по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия.
5. Соблюдение принципов
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства группы, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Принцип партнё рства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
6. Педагогические функции музея:
Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному быту; использование дидактических материалов, расширяющих рамки реализуемой программы, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно слухового восприятия.
Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре, быту, традициям.
Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
7. Формы работы в музее:
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей)
Организационно – образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
8. Основная идея развития музея.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально – психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков. Мини-музей -результат совместной работы воспитателя, детей и родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках. Совместно с родителями постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. Так начали оборудовать мини-музей «Русская горница». Оснастили предметами старины и народных промыслов.
9. Характеристика экспозиций.
Оснащение мини-музея «Русская горница»
Коллекция экспонатов Кол-во Вид хранения
1 Самовар 1 Постоянное
2 Ведро 1 Временное
3 Новогодняя игрушка (стекло) 1 Временное
4 Кувшин 2 Временное
5 Коврик 1 Постоянное
6 Черпак 1 Постоянное
7 Ложка 2 Временное
8 Часы 1 Временное
9 Картина 1 Постоянное
10 Картина 1 Временное
11 Статуэтка 1 Временное
12 Гусли 1 Постоянное
13 Шкатулка 1 Постоянное
14 Куклы в национальной одежде Постоянное
15 Куклы мотанки Постоянное
16 Гармонь 1 Временное
29 Корзина 1 Временное
30 Подставка для цветов 1 Временное
31
Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав.
10. План работы мини-музея «Русская горница» на 2023-2024 учебный год
Цель: формирование представлений об истории и традициях русского народа, приобщение к музейной среде.
№ Мероприятие Срок
Работа с воспитанниками «Посиделки в русской избе»
1. Обзорная экскурсия «Русская горница». Традиции русского гостеприимства. Сентябрь, 2023
2. «Мясяцеслов» Беседа о народном календаре. Сентябрь
3. Заметные народные приметы ОСЕНИ в народном календаре. Сентябрь-ноябрь
4. Праздник «Осенины» Октябрь
5. Заметные народные приметы ЗИМЫ в народном календаре. Декабрь-февраль
6. Праздник «Рождество» Январь
7. Праздник «Колядки» Январь
8. Праздник «Богатырская застава» Февраль
9. Заметные народные приметы ВЕСНЫ в народном календаре. Март-май
10. «В день свят суеты спят». Краткий обзор народных праздников. Инсценировка масленичных обрядов Март
11. «Праздник праздников». Рассказ о подготовке к величайшему из христианских праздников. Обрядах и пасхальном столе. Апрель
12. Заметные народные приметы ЛЕТО в народном календаре. Май