Ирина Шемерянкина
Паспорт мини-музея «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор мини-музея:
Шемерянкина Ирина Валерьяновна,
воспитатель;
Содержание
Сведения об авторском коллективе…стр.
Паспортные данные мини-музея….стр.
Аспекты музейной деятельности…. стр.
План работы по созданию мини-музея «Лекарственные трав….стр.
Характеристика мини-музея….стр.
Тематический план занятий в мини-музее…. стр.
Перспектива развития мини-музея…. стр.
Список литературы…. стр.
Приложения…
Сведения об авторском коллективе
Публикация «Паспорт мини-музея „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт комнатных растений
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.
ФИО воспитателя: Шемерянкина Ирина Валерьяновна
Образование: Томский педагогический колледж.
Должность: воспитатель.
Пед. Стаж: 20 лет.
Паспортные данные
Наименование мини-музея: мини-музей «Лекарственные растения»
Профиль музея: познавательный.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, формирование представления о роли растений для здоровья человека.
Задачи: Образовательные: Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих и садовых растениях, их ценности для здоровья человека. Познакомить с их назначением и применением.
Развивающие: Обогащать словарь, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Воспитательные: Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет мини-музея: 2 человека.
Характеристика помещения: групповая комната площадью 48 кв. м.
Площадь, занятая под экспозицию: 1,25кв. м.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Примечание: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастают немало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить их. Дополнительно создать клумбу лекарственных растений, не произрастающих на нашей территории, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Воспитать у детей бережное отношение к растительному миру, окружающему нас.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан и создан мини-музей «Лекарственные растения».
В волшебный мир детей мы приглашаем
И красоту природы открываем!
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально само реализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты экологического содержания.
Выделяем следующие педагогические функции музеев: образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам; развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса; просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации; воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней. Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. В системе формирования экологической культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея экологического содержания с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации и т. п. ; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов
живой и неживой природы.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате.
Раздел: «Дом Травницы» художественная композиция имеет эстетическое направление, элементы композиции используются для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности. (расположен на верхней полке мини-музея, предназначен для совместной деятельности педагога и детей.
Раздел «Библиотека» (книжки-малышки, художественная литература, рукотворные книги) расположен на третьей и четвертой полках мини-музея, предназначен для индивидуальной деятельности, самостоятельной деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей.
Раздел «Сами своими руками» работы детей по рисованию, лепке, аппликации, книжки-малышки, фито мешочки, расположены на третьей полки мини-музея, доступны для самостоятельной деятельности детей.
Раздел «Игротека» расположен на нижней полке мини-музея, предназначен для самостоятельной деятельности детей.
Раздел «Фитобар» расположен на 2 полке мини-музея, предназначен (несмотря на доступность) для совместной деятельности воспитателя и детей.
План работы по созданию мини – музея «Лекарственные травы»
Подготовительный этап:
Родительское собрание. (Сентябрь)
1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
Практический этап:
1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Непосредственно-образовательная деятельность.
4. Совместная деятельность воспитателя и детей
5. Индивидуальная работа с детьми.
6. Проведение экскурсий. (Октябрь – апрель)
7. Создания мини-музея «Лекарственные травы».
Подведение итогов: Проведение экскурсий для других групп.
Альбом «Мини-музей «Лекарственные травы».
Выставка экспонатов мини-музея. (Апрель)
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея.
(Название экспоната, дата поступления, срок хранения (постоянное/временное хранение) Ф. И. О. представившего экспонат.)
1Композиция «Дом травницы-Егоровны» 10.09.2013г. постоянное Воспитатель: Шемерянкина И. В.
2Рукотворная книга «Лекарственные растения»
25.02.2014г. постоянное Чернова Е. В. - родитель.
3Рукотворная книга «Клевер луговой» 4.03.2014г. постоянное Петрова А. Н. - родитель.
4Рукотворная книга «Ромашка» 13.12.2013г. постоянное Позднякова Н. Н. - родитель.
5Рукотворная книга «Полевые цветы» 7.12.2013г. постоянное Пангина С. А. - родитель.
6Рукотворная книга «Василек» 17.12.2013г. постоянное Абрамова Н. Д. родитель.
7Рукотворная книга «Календула» 23.01.2014г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель.
8Рукотворная книга «Одуванчик» 28.01.2014г. постоянное Шевченко С. А. -воспитатель.
9Рукотворная книга «Мать и мачеха» 15.02.2014г. постоянное Ерохина С. В. - родитель.
10. Книжка-малышка «Ромашка» 3.03.2014г. постоянное Котова С. А. - родитель.
11. Книжка-малышка «Календула» 7.03.2014г. постоянное Семья Поздняковых.
12. Книжка-малышка «Одуванчик» 14.03.2014г. постоянное Семья Тараненко.
13. Книжка-малышка «Иван-чай» 17.03.2014г. постоянное Семья Котовых.
14. Книжка-малышка «Мать и мачеха» 20.03.2014г. постоянное Семья Кравец
15. Книжка-малышка «Ромашка» 20.03.2014г. постоянное Семья Мордашевых
16. Книжка-малышка «Кулинарные рецепты» 15.03.2014г. постоянное Семья Руссковых.
17. Фито-мешочек «Барыня» 14.02.2014г. постоянное Совместно воспитатель и дети.
18. Фито-мешочек «Совенок» 17.02.2014г. постоянное Мордашев Кирилл
19. Фито-мешочек «Домовенок» 23.02.2014г. постоянное Рындин Кирилл
20. Фито-подушечка «Бантик» 28.02.2014г. постоянное Абрамова Ульяна
21. Фито-мешочки «Близнецы» 24.02.2014г. постоянное Калмыкова Полина
22. Фито-мешочек «Пчелка» 23.02.2014г. постоянное Чернова Аня
23. Фито-мешочек «Цветы» 23.02.2014г. постоянное Лучин Никита
24. Гербарий лекарственных трав 17.10.2013г. постоянное Совместно, воспитатель дети и родители
25. Набор для с/р игры «Чаепитие для кукол» 7.11.2013г. постоянное Семья Поздняковых
26. Набор косметических и хозяйственно-бытовых средств 16.01 2014г. постоянное Родители средней группы.
27. Д/и: «Дары природы» 21.01.2014г. постоянное Семья Осколковых.
28. Д/и: «Узнай по запаху» 17.11.2013г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель и дети.
29. Д и: «Что за ягода такая» 25.03.2014г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель и дети.
30. Лото: «Полевые цветы» 7.11.2013г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель и дети.
31. Д/и: «Выложи цветок по схеме» 2.10.2013г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель и дети.
32. Д/и: «Собери цветок» 19.09.2013г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель и дети.
33. Лабиринт «Отгадай загадку найди отгадку» 15.09 2013г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель и дети.
34. Дидактический материал: «Полевые цветы» 9.09.2013г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель.
35. Папка-передвижка: «Лекарственные травы при ОРВИ» 17.09.2013г. постоянное Шемерянкина И. В. -воспитатель.
36. Фотоальбом «Наша работа по созданию музея» 15.04.2014г. постоянное Совместно воспитатель и дети
37. Панно «Брусничный букет» 13.10.2013г. постоянное Калмыкова Н. В. - родитель.
38. Аппликация «Поле одуванчиков» 1.02.2014г. постоянное Дети средней группы.
39. Пластилинография «Лекарственная полянка Травницы» 14.03.2014г. постоянное Дети средней группы.
40. Рисунок «Подорожник» 7.10.2013г. постоянное Панин Илья-ребенок средней группы.
41. Рисунок «Одуванчик» 14.10.2013г. постоянное Панин Илья-ребенок средней группы.
42. Рисунок «Маленькие солнышки» 5.03.2014г. постоянное Коломина Арина-ребенок средней группы.
43. Рисунок «Букет календулы» 16.04.2014г. постоянное Соломенникова Александра-ребенок средней группы.
44. Рисунок «Иван-чай» 28.03.2014г. постоянное Позднякова Василиса-ребенок средней группы.
45. Рисунок «Белоснежная ромашка» 12.09.2013г. постоянное Русскова Полина-ребенок средней группы.
Экспонаты фито-бара.
46. Самовар постоянное Воспитатель Шевченко С. А.
47. Набор хохломской посуды постоянное Сайидов А. Р. - родитель.
48. Набор для хозяйки фито-бара (прихватка, фартук) постоянное Кравец С. Н. - родитель.
49. Набор аптечных лекарственных трав 25.10 2013г. постоянное Солодкина Т. П. - родитель.
50. Травы, выращенные и собранные детьми: Календула 16.10.2013г. постоянное Заготовленная детьми.
51. Мята 25.09.2013г. постоянное Заготовленная детьми.
52. Ромашка 26.09.2013г. постоянное Заготовленная детьми.
53. Мелиса лимонная 28.09.2013г. постоянное Заготовленная детьми.
54. Душица 28.09.2013г. постоянное Заготовленная детьми.
55. Клевер луговой 4.10.2013г. постоянное Заготовленная детьми.
56. Пижма 4.10.2013г. постоянное Заготовленная детьми.
57. Тысячелистник 10.10.2013г. постоянное Заготовленная детьми.
58. Кедровый орех 15.10.2013г. временное Чернова А. Н. - родитель.
59. Малиновое варенье 8.01.2014г. временное Русскова Ю. В. - родитель.
60. Варенье из черной смородины 8.01.2014г. временное Русскова Ю. В. - родитель.
61. Мед 12.01.2014г. временное Соломенникова Н. Н.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
Образовательная деятельность:
1.«Идем в музей». Цель: Знакомство с музеем и его предназначением.
2. Беседа: «Подорожник».
3. Беседа: «Трава-путешественница» (зверобой).
4. Беседа: «Мята».
5. Беседа: «Ромашка».
6. Беседа: «Одуванчик».
7. Беседа: «Ландыш».
Задачи:
Образовательные: Знакомство детей с внешним видом растений и его отличительной особенностью, уточнение о внешнем виде растения и местах его произрастания, с лечебными свойствами растений. Закрепление знание и умения узнавать и правильно называть лекарственные растения (5-6 видов). Расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений.
Развивающие: Развитие наблюдательности, любознательности, сенсорных способностей, а также умение сравнивать и анализировать. Закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав.
Воспитательные: Воспитание самостоятельности, аккуратности, бережного отношения к природе.
Образовательная деятельность:
«Путешествие по экологической тропинке. Станция «Зеленая аптека».
«Путешествие в деревню».
Задачи:
Образовательные: Знакомство детей с внешним видом растений и его отличительной особенностью, уточнение о внешнем виде растения и местах его произрастания, с лечебными свойствами растений.
Закрепление знание и умения узнавать и правильно называть лекарственные растения (5-6 видов).
Расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений.
Развивающие: Развитие наблюдательности, любознательности, сенсорных способностей, а также умение сравнивать и анализировать. Закрепление правил поведения при сборе лекарственных трав.
Воспитательные: Воспитание самостоятельности, аккуратности, бережного отношения к природе.
Образовательная деятельность:
«Золотое поле»
«Мы на луг ходили».
«Экскурсия в музей лекарственные растения»
Задачи:
Образовательные: Совершенствование техники пластилинографии. (Ромашка, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых (бабочек, жуков, пчёл, стрекоз, передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке или каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки).
Развивающие: Развитие эстетичного восприятия природы.
Развитие и поддержка интереса к изобразительным заданиям.
Содействие развитию творчества в процессе выполнения творческого задания. Пополнение лексического запаса. Развитие наблюдательности. Формирование коммуникативных навыков.
Воспитательные: Воспитание эмоционально реагирования на красоту природных объектов и результатов личной и совместной деятельности. Воспитание интереса к живой природе, бережного отношения.
Дидактические игры:
«Вершки – корешки»
«Узнай растение»
«Определи по запаху»
«Картинки – пазлы»
Дидактическая игра «Мемо»
«Какая травка нужна для лечения».
Дидактическая игра «Окажи помощь»
«Съедобное, несъедобное».
«Я садовником родился»
Фитобар «Здоровье»
Знакомство детей с работой фитобара, его предназначением, закрепление состава фито-коктейлей. Воспитание культуры поведения в общественных местах. Закрепление знания детей о том, какие части лекарственных растений применяются для коктейлей. Закрепление умения распознавать по внешнему виду, по запаху.
Развитие мелкой моторики, закрепление внешнего вида лекарственных растений.
Закрепление навыка использования лекарственных растений в экстремальных ситуациях.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор дополнительной литературы о лекарственных растениях, создание слайдов о новых растениях, пополнение гербария лекарственные травы.
– Совместные вечера родителей детей «Кто чай травяной пьет, тот сто лет проживет».
– Проведение экскурсий для других групп детского сада («Лекарственные растения Томской области», «Фито бар «Здоровье»).
– Семейные праздники: «Я здоровье берегу сам себе я помогу», «Викторина».
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Список литературы:
•Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
•Долгова Т. Л. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Т. Ц «Сфера» Москва 2009.
•Елкина Н. В. Мариничева К. П. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 2001.
•Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар» 2001.
•Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Москва «Просвещение» 2001.
•Николаева С. Н. Юный эколог. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика-Синтез» 2002.
•Плешаков А. А. Зеленая тропинка. Москва «Просвещение» 2002. Методическая пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
•Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы» Москва 2006.
•Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Москва Прометей Книголюб 2003.
•Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи.» Москва 2002.