Инна Фаррахова
Паспорт логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт логопедического кабинета
Учитель-логопед : Фаррахова Инна Валерьевна
Образование: Московский государственный открытый педагогический университет специальность: олигофренопедагогика
квалификация: учитель и логопед учреждений для детей с задержкой психического развития
Год окончания: 2001
Работа в данном учреждении: с 1993 г.
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 28 лет
Публикация «Паспорт логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Логопедический стаж : 17 лет
График работы учителя-логопеда
Понедельник 08.00-12.00
Вторник 08.00-12.00
Среда 08.00-12.00
Четверг 08.00-12.00
Пятница 08.00-12.00
В кабинете предусмотрено одно рабочее место педагога, 6 рабочих мест для подгрупповой работы с детьми и 2 места для индивидуальных занятий.
В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста 5 - 7 лет.
Функции кабинета
• Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
• Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
• Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
• Оказание консультативной помощи педагогам, родителям
Правила пользования логопедическим кабинетом
- ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заведующей хозяйственной части;
- влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
- ежедневно проводится проветривание кабинета;
- перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
- кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий;
- по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:
Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования); Доступности (дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних полках);
Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).
Цель: Своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи, обеспечение специализированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями:
- коррекционно-развивающей;
- консультативно-диагностической;
- коррекционно-воспитательной.
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Коррекционно-педагогическая работа логопеда в ДОУ.
Работа логопеда предполагает :
• коррекцию речевых нарушений;
• развитие речи;
• формирование процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики;
• совершенствование интеллектуально-познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных функций;
• подготовку к обучению грамоте;
• использование компьютерных развивающих и речевых игр.
Направления работы логопеда.
1. Диагностика:
ранняя для комплектования групп; мониторинг /промежуточный и конечный/ качества логопедических услуг.
2. Коррекция: *индивидуальная; подгрупповая;
3. Организационно – методическая поддержка:
педсоветы;
семинары;
круглый стол;
деловые и деятельные игры;
ППО учителей логопедов.
Просветительское – профилактическое сопровождение:
*родителей;
*воспитателей;
*выступления;
*оформление тематических папок – раскладушек.
Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета :
*программы коррекционно-развивающего обучения,
*перспективные планы работы,
*индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Работа учителя-логопеда с детьми.
*Научить детей свободно пользоваться русским языком;
*Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме;
*Развитие словаря;
*Формирование грамматического строя речи;
*Воспитание звуковой культуры речи;
*Развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционная работа.
• Постановка звуков:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;
- устранение неправильного произношения.
• Автоматизация звуков:
- изолированно;
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- в словах (по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности);
- в предложениях (в чистоговорках, отдельных предложениях, небольших рассказах, потешках, стишках);
- в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах и т. д.)
• Дифференциация звуков:
Развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции и звучанию.
Оценочно-контрольная работа.
По окончании коррекционной работы логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звуком в разговорной речи.
Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной речи.
Совместная работа с педагогами.
• Тетрадь взаимодействия (еженедельные задания для выполнения в свободное время) включает в себя выполнение артикуляционной, мимической, пальчиковой, дыхательной гимнастики и блок заданий по развитию фонетико-фонематических процессов
• Индивидуальные консультации по вопросам автоматизации звуков у детей, посещающих логопункт. Ведение оценочно-контрольной работы (экран звукопроизношения)
• Письменные консультации: игры на развитие речи, фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики
• Показ открытых мероприятий по развитию речи, посещение занятий и развлечений по развитию речи.
Логопедическое оснащение кабинета.
• Диагностические материалы;
• Автоматизация, дифференциация звуков. Игры, речевой материал;
• Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте;
• Развивающий дидактический материал;
• Тематический словарь в картинках.
Нормативно-правовая документация
1. Закон РФ от 29 июля 1992 г. N ВС-13/32 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».
3. Положение Конвенции о правах ребёнка.
4. Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
5. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
Документация
Положение о логопедическом пункте
Должностные инструкции учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий
Паспорт кабинета
Речевые карты
Перспективные планы индивидуальной работы с воспитанниками
Календарно-тематическое планирование
Расписание индивидуальных занятий
Тетради индивидуальной работы с воспитанниками
Мониторинг коррекционной работы
Журнал взаимосвязи логопеда и родителей
Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателей
Журнал учета движения воспитанников логопедического пункта
Список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи
Годовой план работ
Циклограмма рабочего времени учителя- логопеда
График работы учителя-логопеда
Инструктаж по ТБ
Копии отчетов о результатах коррекционной работы
Виды деятельности.
проведение обследования детей;
проведение индивидуальной, подгрупповой коррекционной работы;
оказание консультативной помощи педагогам и родителям.
Зоны в логопедическом кабинете
Зона подгрупповых занятий. Учебный планшет, навесная азбука.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало; изображения основных артикуляционных упражнений, речевая игрушка, детский стол, стулья. логопедические зонды, вата, ватные диски, спирт.
Рабочее место учителя-логопеда. Стол, стул, логопедическая документация
консультации для родителей и педагогов, творческая папка.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
Пособия по обследованию
1. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда»
2. О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей» (словарный запас)
3. Состояние словаря
4. Обследование Фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений
5. Обследование слоговой структуры слова
6. Счетный материал
7. Разрезные картинки из 2 – 4 – 6 частей
10. Картинки и тексты
Формирование звукопроизношения
1. Пособия для выполнения артикуляционной гимнастики.
2. Профили звуков (папка)
3. В. В. Коноваленко «Домашняя тетрадь» (на звуки Л,Р,С,З,Ц,Ш,Ж)
Н. В. Новоторцева «Рабочая тетрадь» (на звуки Л,Р,С,З,Ц,Ш,Ж)
Логопедические тетради. На звуки [C],[C] [З],[З] [Ш],[Ж] [Ц],[Ч]
Ю. В. Гуркин «Развиваем речь» (на звуки Л,Р,С,З,Ц,Ш,Ж)
И. В. Баскакина «Логопедические игры. Приключения Л» (на звуки Л,Р,С,З,Ц,Ш,Ж)
4. Пособия для работы над речевым дыханием
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки
6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков
Н. В. Гальская. «Тетрадь для закрепления произношения звуков»
7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков
8. Логопедическое лото для автоматизации поставленных звуков
Развитие слухового внимания (неречевые звуки)
1. Звучащие игрушки: дудочка, погремушки, колокольчики, игрушки-пищалки, свисток, колокольчик.
2. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука). Игры: «Отгадай что звучит», «Солнце или дождик», «Слышим звон и знаем где он»…
Формирование фонематического слуха и восприятия
1. Игры: «Хлопни в ладоши», «Звонкий-глухой», «Первый и последний звук в слове», «Найди нужное слово», «Сложи звук».
2. Сигнальные карточки на дифференциацию звуков «Подними сигнал»
2. Предметные картинки на дифференциацию звуков
3. Тексты на дифференциацию звуков
Грамота
1. Магнитная азбука
2. Схемы для анализа предложений
3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги
4. Касса букв и слогов
5. Рабочие тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений
6. Настенные пособия «Азбука», «Буквы-прописи», «Город звуков».
Работа над словарем
1. Предметные картинки на лексические темы:
«Грибы, ягоды», «Овощи, фрукты», «Осень», «Деревья», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Насекомые», «Профессии», «Инструменты», «Игрушки», «Времена года», «Домашние и дикие птицы», «Домашние и дикие животные», «Одежда, обувь, головные уборы», «Новый год», «Весна», «Морские обитатели», «Космос», «Космонавтика», «Цветы», «Хлеб», «Животные жарких и холодных стран», «Транспорт».
2. Картинки на подбор антонимов.
Грамматический строй речи
1. Схемы предлогов
2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами
3. Пособия на согласование частей речи
4. Деформированные тексты
Развитие связной речи
1. Серии сюжетных картинок
2. Сюжетные картинки
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов
4. Наборы текстов и картинок для пересказа
5. Схемы для составления рассказов
Развитие мелкой моторики
(личные или изготовленные самостоятельно учителем-логопедом)
1. Бусы
2. Шнуровки, веревочки
3. Счётные палочки
4. Мозаики
5. Разноцветные прищепки
6. Массажные мячики, мячи-ежи, эспандер, тренажер для массажа пальцев и ладоней рук «Шарики су – джок»
7. Пластилин
8. Трафареты и картинки для штриховки (на все лексические темы)
9. Цветные карандаши
Развитие речевого дыхания.
1. Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.
2. Воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, ватные шарики, теннисные мячики, перышки.
3. Игры: «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку с ладошки», «Буря в стакане»
Развитие восприятия (цвет, форма, величина).
1. Парные картинки.
2. Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.
3. Счетные палочки для выкладывания фигур.
4. Настенные пособия плоскостных и объемных геометрических фигур.
5. Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Подбери шарик» …
Развитие ориентировки во времени.
1. Картины-пейзажи разных времен года.
2. Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
3. Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
1. Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - паззлы.
2. Разборные игрушки: матрешки, пирамидка.
3. «Чудесный мешочек».
4. «Зашумленные» картинки.
5. Игры: «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».
6. Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
7. «Четвертый лишний», «Собери из палочек, карандашей фигуры»
Опись имущества логопедического кабинета.
№ п/п Наименование имущества Количество
1. Настенное зеркало 1 шт.
2. Детские столы 1 шт.
3. Детские стулья 10 шт.
4. Стол для логопеда 1 шт.
5. Шкаф для пособий 1 шт.
6. Зеркала для индивидуальной работы 6 шт.
7. Ковёр 1 шт.
8. Светильник 1 шт
9. Часы 1 шт
Примечание: Опись составлена исходя из наличного имущества и его количества.
Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми.
Набор логопедических зондов - 6 шт.
Спирт медицинский.
Вата стерильная.
Одноразовые марлевые салфетки.
Пособия для индивидуальной работы.
Текстовый материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
Материалы для обследования устной речи.
Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете.
Разделы Дидактические игры и пособия
Формирование звукопроизношения • Картотека стих-ий по автоматизации и дифференциации звуков: «Звук-с. Звуки с-з»; «Звук –з. звуки з-с.»; «Звук ш. Звуки ш-ж.»; «Звук-л. Звуки л-ль»; «звук – р. Звуки р-л.»
• «Артикуляционная гимнастика в картинках»
• «Звуковые символы»
• «Найди пару»
• Предметные картинки на звуки
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа • Набор звучащих предметов (бубен, колокольчик, погремушки, свисток)
• Сигнальные карточки
• Схемы слова, для определения позиции звука в слове
• «Угадай звук»
• «Прочитай по первым звукам»
Формирование лексико-грамматического строя речи • Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы», «Грибы и ягоды», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые», «Транспорт», «Строительство», «Инструменты», «Профессии», «Времена года»;
• Игры на развитие навыка словообразования: «Приготовим сок», «Чей хвост», «Цветы», «Он, она, оно, они»,«Мы считаем»;
• «Предлоги»
• Картинки на подбор антонимов.
Связная речь • Схемы для составления рассказов;
• Сюжетные картинки;
• Серии сюжетных картинок;
• Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;
• Наборы текстов и картинок для пересказа;
Обучение грамоте • Раздаточный материал (сигнальные круги, звуковые символы, буквенный конструктор)
• Магнитная азбука
• Касса букв
• «Весёлый поезд»
• «Буква за буквой»
• «Собери слово»
• «Найди букву»
• «Делим слова на слоги»
• «Составь слова. Составь предложения»
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления • «Четвёртый лишний»;
• «Чудесный мешочек»;
• «Запомни»;
• Счётные палочки
• «Что общего?»
Развитие мелкой моторики.
Речевого дыхания • Картинки для штриховки;
• Трафареты, карандаши;
• «Весёлые шнурочки»;
• «Волшебные верёвочки»;
• «Игры со счётными палочками»;
• «Пальчиковый бассейн»;
• «Весёлые прищепки»;
• «Ниткопись»;
• «Мозаика»
• «Дорисуй»
• «Подуй»
Перечень методической литературы.
1. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Санкт-Питербург 2014г.
2. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Москва Владос 2005 г
3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
4. З. А. Репина, В. И Буйко «Уроки логопедии»
5. И. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи».
6. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. «Дидактический материал по обследованию речи детей». Москва «АРКТИ»
7. Наталья Микляева: Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Айрис Пресс Москва 2007 г.
9. Л. В. Лопатиной «АДАПТИРОВАННАЯ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2014
10. М. А. Поваляева «Справочник логопеда» Феникс Ростов-на-Дону, 2002 г.
11. Наталия Нищева «Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики». ФГОС Детство-Пресс 2014г
12. Наталия Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». ФГОС Детство-Пресс 2009г
13. Наталия Нищева «Веселая дыхательная гимнастика». ФГОС Детство-Пресс 2014г
14. Ткаченко Т. А. «В первый класс — без дефектов речи». Методическое пособие —— СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г
15. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Питербург «Акцидент» 1998г.
16. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.
17. Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений». Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. –, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,1999г. (Практическая логопедия)
18. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», Москва 2010 год;
19. Т. Б. Филичева, Г. А. Каше «Программа обучения и воспитания детей с нарушениями речи в подготовительной группе», Москва 2002 год
20. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб. : ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003
21. Н. В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. –СПб., 2007.
22. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М. : ВЛАДОС, 2002
23. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М. : Айрис — пресс, 2004
24. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико — семантическим темам в подготовительной группе для детей с ОНР, - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
25. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 — 7 лет. - Спб. : Речь; М. : Сфера, 2010
26. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно — методическое пособие / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. - М. : В. Секачёв, 2007
27. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М. : ВАКО, 2005
28. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2 — 4 лет: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005
29. И. Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль. - М., 2004.
30. И. Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь. - М., 2004.
31. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.
33. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М. : Тц Сфера, 2007
34. В. И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
35. Л. Н. Павлова, М. Н. Теречева. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. - СПб, 2004.
36. З. Е. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. - СПб., 2006.
37. З. Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, 2004.