Ирина Сорокина
Паспорт кабинета педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача функционирования кабинета педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №125 «Затейники» : создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Под психическим здоровьем мы понимаем состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную регуляцию поведения и деятельности, поэтому атмосфера психологического кабинета очень важна.
Публикация «Паспорт кабинета педагога-психолога» размещена в разделах
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды ДОУ, организация и обогащение которой строится с учетом закономерностей детского развития и отвечает критериям функционального комфорта.
В кабинете педагог-психолог осуществляет индивидуальную работу, работу с малыми подгруппами, консультативный прием родителей и педагогов.
Кабинет расположен на 1 этаже, в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, а также музыкального зала, согласно требованиям расположения кабинета психолога. Соблюдается оптимальный температурный режим (21-23 градусов). Кабинет имеет хорошее естественное освещение, дополнительно работают 4 лампы дневного света, что соответствует санитарно – гигиеническим нормам. Дверь деревянная, пол покрыт линолеумом и постелен коврик, все соответствует общей цветовой гамме кабинета, стены покрашены в голубой и теплый желтоватопесочный оттенок. Присутствует мебель под имитацию дерева: рабочий стол психолога, стулья, шкаф для пособий, документов и технического оснащения, шкаф для игрушек, стол для игр. Есть 2 стола голубого цвета, ножки которых регулируются под возрастные особенности детей. Есть детские стульчики. Подобранная цветовая гамма дает возможность для творческой деятельности, т. е. повышает эффективность работы, помогает создать обстановку доверительного общения с клиентами, психологического комфорта.
Во время занятий и консультаций в кабинете на входной двери вывешивается предупреждение «Спасибо, что не мешаете, идет занятие» или «Спасибо, что не мешаете, идет консультация». Кабинет соответствует рекомендациям оформления кабинетов.
Кабинет занимает небольшое помещение, поэтому все зоны оборудованы таким образом, что могут выполнять несколько функций.
1. Оборудование кабинета
Рабочая зона:
• Ноутбук с лицензионным программным обеспечением.
• Комфортабельный стол и кресло.
• Шкаф со всей документацией.
• Искусственный водоемчик.
• Картина «Маргаритки»
Зона организационно-методической работы:
• психолого- педагогическая литература;
• нормативная документация;
• методическая литература;
• методические разработки;
• положения;
• картотека психологических игр для родителей, детей, педагогов;
• протоколы, аналитические справки;
• анкеты, опросы;
• печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности педагога-психолога.
Тематические папки:
ППК, работа с родителями группы риска и СОП, консультационный центр «Мы вместе», кружок для неорганизованных детей «Вместе с мамой», арткружок «TimeArt», работа с родителями, должностные обязанности, инструкции по технике безопасности, портфолио педагога- психолога.
Игровая зона:
Игровая зона способствует улучшению психоэмоционального состояния у детей, выражению и отработке новых эмоциональных состояний. Подобранна картотека игр и упражнений по развитию эмоциональной сферы дошкольников и соответствующая атрибутика.
Зона арттерапии:
Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Возможность использования техник и приемов арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями. В настоящее время арттерапия является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии. В своей работе использую:
• изотерапию – терапия изобразительным творчеством, работа с репродукциями, различными художественными материалами – глиной, пластилином, акварелью, гуашью, использую нетрадиционные приемы работы с манкой, тканями, бумагой (конструирование, оригами).
• музыкальную терапию – использую в работе лицензионные музыкальные диски «Музыка в гармонии с природой», «Музыка для релаксации», диски со звуками природы.
• сказкотерапию – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
• кинезитерапию – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия;
• песочную терапию (кинетический песок) – форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.
Зона релаксации:
Мультисенсорная среда оказывает положительное воздействие на психофизическое и эмоциональное здоровье детей, коллег. Положительные эмоциональные ощущения достигаются сопровождающейся релаксирующей музыкой и аромотерапией, расслаблением на мягком покрытии или на бескаркасной мебели, зрительными и тактильными контактами со световым и фибероптическим оборудованием. Стимуляция зрительной системы световым лучом различной длины волны и интенсивности способствует улучшению зрительных функций, профилактике общего и зрительного утомления.
Основные задачи сенсорной зоны:
• Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
• Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;
• Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
• Облегчение состояния тревожности, переключение состояния тревоги в конструктивное русло;
• Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
• Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
• Развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления;
Зона первичного приема:
Эта зона выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к психологу взрослые, как с детьми, так и без них могут удобно разместиться и подождать. Здесь располагается информационный стенд, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. Во время работы с ребенком, родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (заполнение анкет, опросников и т. д.). Зона ожидания расположена в пространстве перед кабинетом психолога.
Диагностическая и развивающая зона:
Имеется 3 стола, 2 детских стульчика, соответствующие стандарту дошкольного возраста, подушки для сидения и доска.
Стимульный материал: стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией. Все необходимые материалы для работы систематизированы и удобно размещены в специальных папочках, так чтобы ими было удобно воспользоваться.
Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, гуашь, акрил, непроливайки, альбомные листы различного формата.
Вспомогательный материал: набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус, набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, абстрактные фигуры). Подборка атрибутов-ассоциаций основных сюжетно-ролевых игр («Больница», «Семья») и предметов заместителей. Кукольный театр: «Репка», «Колобок»; детские музыкальные инструменты (бубны, металлофон, яркие игрушки (куклы, машины, животные, мяч. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, детские книги, книги-раскраски, журналы.
Дидактические пособия для коррекционных и развивающих занятий: набор – конструктор для развития мелкой моторики; игры «Играем, подбираем» для детей 3-7 лет: предметные картинки; разрезные картинки; набор сюжетных картин для развития речи.
Зона консультативного приема:
Зона консультативного приема предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформили ее мы так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Здесь находятся: стулья, рабочая документация, необходимый инструментарий, распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях; литература по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности, различные консультации для родителей.
2. Нормативная база функционирования кабинета.
В перечне нормативной документации имеются:
1. Закон Российской Федерации об образовании
2. Конвенция ООН о правах ребенка
3. Концепция развития психологической службы образования РФ
4. Положение о службе практической психологии в системе образования РФ
5. Положение о психологической службе ДОУ
6. Трудовой договор
7. Должностные обязанности педагога –психолога
8. Должностная инструкция
9. Инструкция по охране труда для педагога – психолога.
3. Документация по функционалу педагога – психолога.
Специальная документация:
• Психологические заключения;
• Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью;
• Психологические характеристики.
Организационно- методическая документация:
• График работы педагога- психолога в дошкольном учреждении;
• Годовой план работы педагога -психолога;
• Журнал и бланки психологических запросов;
• Аналитический отчет педагога - психолога о проделанной работе;
• Журнал отзывов на мероприятия, проводимых педагогом-психологом;
• Заключения и рекомендации по результатам обследований;
• Паспорт кабинета;
• Журнал учета работы педагога-психолога ДОУ.
Папки- передвижки, содержащие информации для родителей по группам, их тематика:
• Адаптация в детском саду;
• Психологическая готовность к школе;
• Гиперактивный ребенок;
• Тревожные дети;
• Что такое агрессия?
• Почему ребенок не хочет в детский сад;
• Агрессивен ли ваш ребенок?;
• Ребенок говорит неправду;
• Какие игрушки нужны детям?;
В копилке диагностического инструментария педагога-психолога собирается материал по направлениям:
- психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению;
- оценка адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;
- мотивация учебной деятельности;
- рисуночные проективные тесты;
- изучение психических процессов;
- характерологические особенности детей;
- профилактика эмоционального выгорания педагогов;
- стили воспитания в семье и другие методики.