жанна мамонова
Паспорт группы «Предметно-развивающая среда и разделение помещения на зоны»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с №56 «Солнышко» г. Белгород
Воспитатели:
Мамонова Жанна Владимировна
Мельникова Ольга Алексеевна
Краткая характеристика
Помещение группы находиться в МБДОУ д/с №56 «Солнышко» на втором этаже. В группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Преобладают светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков. Предметы мебели гармонировали друг с другом, оформлены в едином стиле.
Публикация «Паспорт группы „Предметно-развивающая среда и разделение помещения на зоны“» размещена в разделах
Строго соблюдаются требования безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Воспитывается умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, умение договариваться обогащается словарный запас детей, развиваются нравственные способности. Просматривается гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия и игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
Группа работает по примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» под редакцией Якобсона С. Г., Гризик Т. И., Дороновой Т. Н., Соловьёвой Е. В., Екжановой Е. А.
Немного о группе
В группе всего 30 человек : 15 девочек и 15 мальчиков. Всем от 5 до 6 лет.
Большая часть детей нашей группы находятся в едином коллективе с первой младшей и со второй младшей группы.
В детском коллективе доброжелательная, позитивная атмосфера. Преобладают дружеские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.
Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, музыкальной школе, бассейне. Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты.
На протяжении года дети развиваются согласно возрасту и по всем направлениям развития показывают положительную динамику и хорошие результаты.
Педагогический процесс в течение года ориентируется на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе. С детьми систематически проводится ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой и утверждённым расписанием непосредственно-образовательной деятельности. Поставленные цели достигаются в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.
Так же соблюдается режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводится медицинское, психологическое и педагогическое обследование воспитанников, подтверждающее положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.
В работе воспитателей можно выделить два основных направления работы: 1) работа с детьми; 2) взаимодействие с родителями.
1) Участвуем в различных городских и всероссийских конкурсах. Проводятся тематические дни и недели: Дети старшей группы с удовольствием участвовали в сезонных и тематических конкурсах рисунков различных благотворительных акциях и выставках поделок.
Воспитатели совместно с детьми принимают активное участие в проектной деятельности: «Золотая Осень», «Что такое Новый год?», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Масленица», «Огород на окне».
2) На протяжении всего года родителям предоставляется возможность участвовать в жизни группы : принимать участие в различных проектах, анкетах и мониторингах.
По подводимым результатам можно сделать вывод, что основная масса родителей довольна работой педагогов и интересуется достижениями своих детей.
1. Раздевальная комната
2. Групповая комната
3. Спальная комната
4. Туалетная комната
5. Буфетная комната
1. РАЗДЕВАЛЬНАЯ КОМНАТА
Здесь ежедневно с утра собирается вся детвора. В программе «Радуга» есть несколько добрых традиций, и одна из них – это создание детских «Сокровищниц». Личный шкафчик каждого ребенка – это не просто шкафчик для вещей, а еще и маленькая сокровищница. Они мобильны и дети свободно переносят их в разные места. Но есть одно правило для всех: не брать их с собой на занятие.
Уголок для родителей имеет разнообразную информацию, которая позволяет родителям быть в курсе всех событий жизнедеятельности их детей в детском саду.
Вся размещаемая информация делится на консультативный материал от воспитателей группы и педагогов – специалистов, а также объявления, мини-отчеты о проделанной работе с детьми, выставки продуктивных видов деятельности детей.
2. ГРУППОВАЯ КОМНАТА
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей, и с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. С этой целью были созданы Центры для разных видов деятельности.
Центры:
ЦЕНТР ПРИРОДЫ
Задачи экологического воспитания дошкольников. • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; • формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В данном центре размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
ЦЕНТР ДЕЖУРСТВА
Для организации детского труда, с целью создания условий в группе для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования и совершенствования трудовых навыков, а также овладения умением выполнять трудовые поручения аккуратно и ответственно в группах оформлена соответствующая развивающая среда. Уголок дежурных открыт и доступен для детей, соответствуют программным и возрастным требованиям, эстетично оформлен.
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска, фланелеграф. Занимаясь здесь, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью. Дети с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
ЦЕНТР КНИГИ
Работа в детском саду в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
ЦЕНТР ТЕАТРА
Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
ЦЕНТР МУЗЫКИ
Представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).
ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ
(ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает центр «Белгородоведение» — незаменимый проводник в мир истории и культуры Белгорода с представленным разнообразным иллюстративным, дидактическим материалом. Расположенные в этих уголках дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.
ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ
Интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Задачи: • Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, • Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения; • Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге; • Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление; • Воспитывать грамотного пешехода.
ЦЕНТР ИГРОВОЙ АКТИВНОСТИ
Предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребенка. Предметно-пространственная среда обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка, которая способствует развитию творческих задатков у детей и становиться составным компонентом обучения. Среда обеспечивает реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствует накоплению социального опыта. Предметно-пространственная среда выступает условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности. Развивающая среда способствует формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ
Уголок уединения в детском саду должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно. Уголок наполнен подушками, на которых можно полежать или выместить свои негативные эмоции. Также можно положить в уголок игрушечный телефон, по которому можно понарошку позвонить маме с папой.
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО- КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
Содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
Сюжетно-ролевая игра «Стройка» :
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
ЦЕНТР СЮЖЕТНО–РОЛЕВЫХ ИГР
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» :
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство» :
Особенностью группы является Центр творческой игры «Туристическое агентство». Сегодня никто не отрицает, что выросла возможность совершать путешествия во многие направления, включая территорию своего родного города, а также поездки в зарубежные страны. Дети нашей группы вместе с родителями совместно проводили отпуск, приносили много фотографий, связанных со своими поездками, сувениров, карт городов, где они уже побывали. Мы со всей группой детей с интересом их рассматривали, беседовали на тему этих путешествий. В результате совместно со всеми детьми было решено организовать в нашей группе квест-путешествие. Так появился краткосрочный проект «Турагентство». Итогом данного проекта стала сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Вокруг света»», которая позволила обеспечить игровую, познавательную и исследовательскую активность, эмоциональное благополучие, возможность самовыражения детей.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» :
Цель: расширить познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, словарный запас детей.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» :
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Сюжетно-ролевая игра «Больница» :
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
3. СПАЛЬНАЯ КОМНАТА
Это большое и просторное помещение, которое уютно оформлено и способствует спокойному и быстрому засыпанию детей во время тихого часа. Мебель в спальне – это обычные одноместные детские кровати, а также выдвижные кровати, которые так популярны в последние годы. Такая мебель экономит пространство, поэтому идеально подходит для группы, где численность детей достигает 30 человек, и это соответствует санитарным нормам. Вся мебель выполнена из безопасных материалов, экологична и нетоксична, что подтверждается документами. Цвет мебели – светлый. Постельное белье не яркое и оно индивидуально для каждого ребенка. Расположение кроватей в спальне может быть самым разным. К каждой кроватке ребенок имеет индивидуальный проход.
В спальне имеются жалюзи, чтобы хорошо загораживать яркие солнечные лучи летом, и быть при этом уютными. Так же имеется ультрафиолетовая лампа, которая включается ежедневно перед дневным сном детей
В спальной комнате располагается центр двигательной активности и часть центра духовно-нравственного воспитания, шкафы для методической литературы и стол воспитателя.
Именно в спальне дети во сне путешествуют, дружат, знакомятся и просто видят красочные сны.
ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность
в двигательной активности. Это также очень важно в работе с детьми с ТНР.
Задачи физкультурного уголка: • развитие движений и совершенствование двигательных функций; • достижение необходимой для возраста физической подготовленности • предупреждение нарушений опорно–двигательного аппарата; • создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; • приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
4. Туалетная комната
Эта комната не менее важна, чем групповая или спальная комнаты. Туалетная комната имеет необходимое удобное для детей оснащение. Есть два помещения для девочек и для мальчиков, где они спокойно могут сделать свои дела не стесняясь друг друга. Водопроводный кран, унитазы, раковины – всё это установлено на уровне роста детей. Так же установлен поддон, где дети могут помыть ноги в летний период. Ведь необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики прикреплены занимательные детские наклейки. Кроме того, проводится ежедневная работа по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм дети легко и непринужденно осваивают необходимые умения и закрепляют их на практике. Здесь дети совершенствуют навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком. Совершенствуют умения и навыки быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. Формируются навыки самообслуживания, закрепляются правила личной гигиены; воспитывается аккуратность, бережливое отношение к здоровью. Закрепляются знания детей о средствах умывания, формируются умения ими пользоваться в практической деятельности.