Татьяна Максимова
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы «Дети и музей»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Дети и музей»
Направленность программы : художественно- эстетическая
Уровень программы : ознакомительный
Возраст: 6-7 лет
Наименование Программы «Дети и музей»
Программа разработана на основе
«Музей и дети» Л. В. Пантелеева
Исполнитель, квалификационная категория Максимова Татьяна Анатольевна
Публикация «Паспорт дополнительной общеразвивающей программы „Дети и музей“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Первая категория
Целевая группа Дети 6-7 лет
Цель Программы 1. Создание условий для формирования художественно- эстетического воспитания дошкольников
2. Создание условий для патриотического воспитания
3. Интеллектуальное развитие посредством музейной деятельности
Задачи Программы. Обучающие:
расширение сферы образования через приобщение к музейной деятельности,
. Развивающие:
гармонизация развития творческой личности,
. Воспитательные:
сохранение традиций, приобщение к духовным ценностям;
патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
формирование навыков работы в коллективе, развитие коммуникативных умений.
1 формирование навыков культурно-эстетического образа
2 жизни.
Направленность Художественно- эстетическая
Срок реализации Программы 1 год. 33 занятия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая Программа «Дети и музей» разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
6. Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Федеральные Государственные образовательные стандарты Дошкольного образования».
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей дошкольника.
Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение дошкольников и направлена на развитие их образовательной культуры; она несёт в себе нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое и социально - ориентированные направления.
Данная программа имеет художественно- эстетическую направленность и разработана в соответствии с музейно- педагогической программой «Музей и дети» Л. В. Пантелеевой.
Программа направлена на изучение основ историко- культурных традиций, приобщение к истокам народно- прикладного искусства нашей страны, имеет глубокий смысл и является средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.
Новизна. Музей является эффективным средством гражданского и патриотического воспитания при условии использования развивающих технологий музейной педагогики. Музейная педагогика- это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно- образовательные системы музейной коммуникации. Объект музейной педагогики- это все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к ребенку как участнику процесса музейной коммуникации. В данной программе музейная педагогика ориентируется на детей дошкольного возраста, поэтому цель работы- адаптация деятельности музея для детей дошкольного возраста, отбор адекватного возрастным возможностям и особенностям восприятия дошкольников содержания методических приемов работы.
Актуальность. Освоение родной природы, рукотворной культуры, народных традиций, особенностей ближайшего окружения развивает в детях нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно становление человека- гражданина. Первые чувства гражданственности и патриотизма доступно формировать у детей дошкольного возраста. Понятие «патриотизм» обозначает чувство принадлежности к Родине, отечеству, стране, к ее гражданам, любовь к отечеству, чувство гордости за него. Современные исследования подтверждают, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, его истории, родной природе, к своей Родине. Период дошкольного детства, по своим психологическим характеристикам, наиболее благоприятен для воспитания: ребенка отличает доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость. А это и есть начало нравственной позиции, которая рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Поэтому так важно сформировать у него определенные отношения к людям, населяющим город, страну, к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре своей Родины.
Педагогическая целесообразность. Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музей целесообразно. Так как при этом решаются важнейшие задачи по формированию познавательной мотивации, нравственных понятий, культуры поведения, эстетического вкуса. Чтобы воспитать дошкольников с твердыми нравственными условиями, активной познавательной и гражданской позицией, им необходимо непосредственно соприкасаться с прошлым. Поэтому важно строить образовательный процесс, ориентированный на взаимодействие детского сада и музея с целью формирования психологической и нравственной готовности детей жить в быстро изменяющимся мире и активно участвовать во всех преобразованиях. Музей стремится вызвать уважение к памятникам истории и культуры, труда человека, их создавшего, способствует осознанию их общественного значения, эстетической ценности, необходимости сохранения для будущих поколений.
Цели. Создание условий для гражданского и патриотического воспитания. Создание условий для формирования художественно- эстетического восприятия дошкольников.
Задачи. Обучающие: расширение сферы образования через приобщение к музейной деятельности, приобщение к культуре родной страны.
Развивающие: гармонизация развития творческой личности, создание условий для формирования творческой активности детей.
Воспитательные: сохранение традиций, приобщение к духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; формирование навыков работы в коллективе, развитие коммуникативных умений, формирование навыков культурно-эстетического образа жизни.
Принципы работы.
• учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей);
• образовательный аспект (связь с образовательными программами доу);
• воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
• практический аспект (знакомство с ремеслами, производством);
• здоровье - сбережение;
• развитие общего кругозора;
• системный, плановый характер
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
• наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Формы занятий.
• Занятия, сочетающие в себе рассказ, объяснение, дидактические игры и упражнения, рассматривание картин, иллюстраций, игрушек и др.
• Самостоятельное изготовление игрушек, поделок- практическая деятельность;
• Коллективная деятельность;
• Экскурсии.
Срок реализации программы – 1 год.
Обучение проходит в режиме занятий-игр. Форма проведения занятий – групповая.
Отличительной способностью данной программы являются :
динамичность ее форм, расширение образовательного пространства: экскурсии, целевые прогулки, игры и праздники на воздухе. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье -сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Структура занятия.
1. Вводная часть.
Создание мотивации, проблемной ситуации (или проблемно-поисковой ситуации) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего занятия.
Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
2. Основная часть.
Возможные приемы организации работы:
- беседа- диалог;
- рассматривание произведения искусства;
- беседа- игра. Игра «о чем говорят вещи», «путешествие в прошлое». Игра «в художника», «в зрителя», в основе которых- художественные наблюдения, впечатления, зрительные ассоциации, связанные с представлениями детей об образе музея. Например, можно поставить вопросы по содержанию произведения: Что изображено? Что хотел сказать художник? и т. п. ; по изобразительно выразительным средствам: Как художник это сделал? Какие краски, почему?; по настроению: Какое чувство вызывает эта картина?; в связи с жизненным опытом ребенка: Знакомо ли тебе то, что изобразил художник? Как бы ты поступил на месте героя? и т. п.
В занятиях используются различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей).
На протяжении всего занятия проводится побуждение детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Вопросы носят поисковый или проблемный характер; необходимо стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом».
3. Заключительную часть.
Занятие заканчивается решением проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).
Разнообразные формы занятий-игр:
1. игры- развлечения: «В царстве дымковской игрушки», «Барыню- сударыню принимайте в гости», «День маленького художника»;
2. игры- путешествия: «В прошлое на машине времени», «Идем в музей»;
3. игры- представления: «О чем рассказал художник»
4. игры- ручной труд
5. открытые занятия для родителей.
Методические формы и методы обучения
1. Беседы
2. Рассказ педагога
3. Демонстрация слайдов
4. Рассматривание репродукций картин
5. Демонстрация предметов быта
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа будет успешно реализована:
• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
• будет использован разнообразный методический материал;
• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитательные результаты первого уровня -приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Ребенок научится:
• распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);
• внимательно рассматривать и устно описывать музейные экспонаты, определяя тему и настроение;
• оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Будут сформированы:
• познавательный интерес к изучению произведений искусства;
• опыт рассматривания и анализа экспонатов музея;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов на всех этапах обучения:
• открытые занятия
• выставки и презентации творческих работ
• анкетированный опрос (учащихся, родителей) с целью выявления их ценностных ориентаций и потребных устремлений
• ведение индивидуальных диагностических карт обучающихся.
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Критерии Показатели Инструментарий
1. Знает истоки изобразительного, декоративно прикладного искусства, культуры родного края, страны.
2. Умеет применять свои знания на практике.
Виды и особенности изобразительного искусства Упражнение «Назови правильно» (набор иллюстраций с разными видами искусства).
Графические навыки, цветовое решение, составление композиции. Рисование «Мотивы национальной одежды народов».
Составление узоров (ритм, цветовое решение, композиция, изображение элементов). Рисование «Хоровод матрешек».
Передача объемной формы, образность. Лепка «Животные нашего края»
Шкала оценки:
2 балла- знает истоки изобразительного, декоративно- прикладного искусства, культуры родного края, страны;
- умеет применять свои знания на практике.
1 балл- частично, требуется помощь взрослого или сверстника;
0 баллов- не знает, затрудняется в выполнении задания, выполняет в сопровождении воспитателя.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В программе представлено тематическое планирование из расчета 33 часа за год обучения, по 1 часу в неделю.
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1. Введение в музейную деятельность. 1
2. Московские музеи для дошкольников 4
3. Знакомимся с историей Москвы 4
4. Художественные музеи 10
5. Графика 2
6. Дома – музеи писателей 2
7 Музеи патриотической направленности 6
8 Музеи экологической направленности 2
9. Итоговое занятие 1
Всего 33