Ольга Калинина
Разработка дополнительной программы по изонити
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» №358
Утверждаю:
заведующий МАДОУ № 358
«___» ___ 2015 г.
Программа кружка по изонити
«Паучок»
Автор - составитель:
Воспитатель
Калинина Ольга Сергеевна
Пояснительная записка
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Публикация «Разработка дополнительной программы по изонити» размещена в разделах
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в дошкольном возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса. Формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и др. Один из способов развития творческих способностей являются занятия по изонити.
Программа художественно-эстетической направленности «Паучок» является программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста и нацелена на формирование эстетического вкуса, творческих способностей, обеспечение самоопределения личности ребенка и создание условий для ее саморегуляции.
Программа основывается на использовании техники изонити (или ниткографии) – как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на твердой основе (картоне). Её также называют вышивкой по картону. В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ.
Преимущество техники – её простота и художественная привлекательность. Освоить изонить под силу даже детям дошкольного возраста. Занятия изонитью способствуют :
• развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук;
• глазомера;
• логического мышления, воображения;
• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
• художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте).
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.
Новизна этой программы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики и абстрактного мышления.
Актуальность разработки данной программы заключается в том, что изонить эффективное средство при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих и коммуникативных способностей.
Цель программы
Создание условий для формирования творческих способностей дошкольников, эффективного освоения ими основ декоративно-прикладного искусства с учётом их индивидуальных особенностей и интересов через использование нетрадиционной техники изонить.
Задачи программы
1. Овладевать технологическими операциями;
2. Развивать образное и пространственное мышление;
3. Развивать творчество, интерес к декоративно — прикладному искусству;
4. Формировать настойчивость, умение доводить начатое до конца.
Образовательные
• Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности;
• Дать детям понятие о разных углах, окружности, хорде;
• Обучить умению составлять из окружностей, углов и хорды изображения предметов и композиций;
• Научить работе с трафаретом;
• Познакомить детей с правилами безопасной работы с колющими предметами;
• Научить владеть циркулем, шилом, иголкой и ниткой.
Развивающие
• Развивать пространственные представления детей;
• Развивать абстрактное мышление;
• Упражнять детей в количественном и порядковом счёте;
• Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения;
• Развивать объяснительную и доказательную речь;
• Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Воспитательные
• Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
• Воспитывать эстетический вкус.
Режим работы кружка
Занятия кружка проводятся для детей один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 25 минут. Для успешной реализации программы в группе находится не более 12 человек.
День проведения — вторник.
Время проведения — с 16.00 ч. до 16.25 ч.
Срок реализации программы — 1 год.
Цикл занятий состоит из двух разделов
1. Овладение техникой изонити. Изображение углов и моделирование образов с их использованием;
2. Изображение окружностей, овалов, завитков (хорды) в технике изонити и моделирование образов с их использованием.
Дидактический материал
Презентации с иллюстрациями и образцами работ в технике изонити;
схемы (техника заполнения фигур).
Инструменты, необходимые для работы
• плотный картон;
• шелковые нити различного цвета (швейные, мулине, ирис);
• игла с широким ушком;
• шило короткое;
• ножницы;
• циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;
• клей ПВА.
Ожидаемые результаты
• Овладение техникой изонити;
• Повышение у детей уровня развития мелкой моторики пальцев рук;
• Обогащение активного и пассивного словаря детей;
• Развитие творческих способностей детей.
Формы проведения итогов реализации программы
• Выставки результатов практической деятельности;
• Участие в конкурсах ДОУ и города;
• Дни презентаций детских работ родителям и сотрудникам ДОУ.
Методы проведения занятий
• Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ;
• Наглядные: компьютерные презентации с иллюстрациями готовых работ, схемы;
• Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся;
• Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Интеграция образовательных областей :
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Познавательное развитие.
К концу обучения дети должны
знать
правила работы с изонитью;
правила и последовательность работы над углом, окружностями, треугольниками, квадратами, ромбами.
уметь
анализировать образцы;
отмечать отверстия на картоне по отметкам на трафарете;
пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла;
выполнять окружности, треугольники, квадраты, ромбы в технике изонити, пользуясь трафаретами;
самостоятельно подбирать цвет ниток;
вдевать нить в иголку и завязывать узелок;
отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки);
дорисовывать изображение после вышивки угла;
укреплять нить с обратной стороны;
моделировать создавать узоры из углов и окружности путем накладывания их друг на друга;
выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины;
самостоятельно дополнять или изменять рисунок, приемом накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные;
создавать свои композиции;
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
соблюдать технику безопасности при работе с циркулем, ножницами, иглой, шилом.
иметь представление
о прямом, остром, тупом углах;
о сантиметре и миллиметре на обычной линейке.
Учебный план
Дополнительная образовательная услуга Количество занятий в неделю/месяц
Кружок «Паучок» 1,4
Итого в год 32
Тематическое планирование совместной деятельности
родителей детей и педагогов
Для наилучшего эффекта образования детей по программе «Паучок» необходимо, чтобы данная работа производилась в тесном контакте и взаимодействии с родителями. Для этого запланирована работа по кварталам.
1 квартал.
Анкетирование родителей.
Считаете ли вы, что занятия по прикладному искусству поможет вашему ребенку при обучению в школе?
Что вам известно, и из каких источников, о необычном виде деятельности. Что вы думаете об этом?
Занимались ли вы и ваш ребёнок когда либо любым другим видом декоративно-прикладного искусства?
Проведение родительского собрания.
Знакомство родителей с техникой «изонити» на родительском собрании;
Предложить родителям:
- приготовить для своих детей коробочки для материала;
- приобрести неоходимые инструменты для работы на занятиях.
2 квартал. Совместная работа
Предложить родителям выполнять дома самостоятельные работы по технике «изонить» (по желанию);
Предложить родителям посещать открытые занятия кружка.
3 квартал. Подведение итогов.
Провести итоговое родительское собрание с участием педагогов, родителей и детей;
Подготовить выставку работ в технике «изонить» детей и родителей.
Диагностика успешности развития детей, посещающих кружок «Паучок».
№ Кретерии
1 Дети знают и выполняют правила безопасности при работе колющими и режущими предметами.
2 Приобрели практические навыки работы с иглой, шилом, ножницами, нитками.
3 Умеют составлять композицию и сюжет из геометрических фигур.
4 У детей развито цветовое восприятие, умение подбирать цвет ниток к фону.
5 Дети умеют работать самостоятельно, как с трафаретом, так и без него.
6 Умеют вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
7 Легко наносят контур на изнаночной стороне работы.
8 Обучены плоскостному моделированию, т. е. умению из окружностей, овалов, углов и завитков (хорды, составлять изображение предметов и композиций.
9 Дети выполняют работы от простейших до более сложных.
10 У детей сформирован эстетический вкус, развито воображение, аккуратность при выполнении работы.
11 У детей развит глазомер, точность восприятия, внимание, зрительно-моторная координация.
12 Дети ознакомлены с новым видом декоративно – прикладного искусства «Изонить». Полностью владеют навыками и приёмами продуктивной деятельности.