Графкина Валентина
Паспорт центра психологической разгрузки для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль центра психологической разгрузки «Моё настроение»
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.
Публикация «Паспорт центра психологической разгрузки для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь само принятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать развивающую предметно-пространственную среду. С этой целью в нашей группе был создан Центр психологической разгрузки «Моё настроение».
Перед содержательным наполнением центра психологической разгрузки стоит следующая цель: обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности детей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров).
Центр психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует личностному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для центра подбирался с учётом его основного назначения, а именно:
для психологической разгрузки воспитанников;
обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
обучение детей бесконфликтному общению;
повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
обучение дошкольников навыкам сотрудничества.
В основу создания центра были положены следующие принципы:
1. Разнообразие материалов. Игры и игрушки для детей разного темперамента.
2. Доступность. Все материалы находятся в свободном доступе.
3. Безопасность. Материалы центра не угрожают здоровью и безопасности детей, а также способствуют накоплению положительных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми).
4. Актуальность. Содержание центра подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются дети в группе.
5. Креативность. Основное требование к оформлению пространства группы в полной мере относится и к созданию центра психологической разгрузки : оригинальные материалы, интересная комбинация элементов и пр.
Материалы и их назначение:
Релаксация:
• кресло для чтения, просмотра фотографий;
• аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т. д.) для отдыха;
• «колпак для размышлений» (для того, чтобы ребенок смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то);
• фотоальбомы, мягкие игрушки, гидрошарики, цветные камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках.
Обучение способам приемлемого выражения агрессии:
• «подушка-кусачка» (которую ребёнок кусает, когда зол);
• «баночки-кричалочки» (ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе);
• «копилка плохого настроения» (эмоции в виде смайликов, «складываем» в коробку).
Обучение самообладанию, приё мы саморегуляции своего настроения:
• корзинка с клубочками разноцветных ниток;
• волшебные витамины для хорошего настроения (важно, чтобы ребенок знал, что если лекарство не подействует, больше его давать не будут);
• игры с песком, киндер игрушки (для заполнения сюжета рисунка);
• крупа (для сортировки);
• «коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку);
• игрушки -антистресс (для снятия нервного напряжения).
Эмоционально-развивающие игры для обучения навыкам бесконфликтного общения:
• «коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями);
• «подушка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку).
Снижение уровня тревожности, повышение самооценки:
• картонный круг, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности, например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке, затем их фотографии вешают на стенд «Герой дня» (создавать мотивацию для стараний);
Обучение навыкам сотрудничества в коллективе:
• Игры - «Твистер», «Шлеп усы», «Один лишний», «Кто Яжка?»
Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение:
• стенд, на котором дети под своей фотографией приклеивают смайлик, соответствующий их настроению.
Для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и “Шкатулка добрых посланий”, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая его.
Таким образом, созданная нами РППС позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер.