Улова
Партнёрские отношения педагога с семьёй
▼ Скачать +Заказ
Воспитывает всё – люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко.
В дошкольном возрасте родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка, поэтому мы считаем, что родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали ему добиться нужного результата.
Публикация «Партнёрские отношения педагога с семьёй» размещена в разделах
На данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей.
На наш взгляд центральное место в формировании личности ребенка занимает семья, именно от нее зависит, какие черты характера приобретет ребенок. В семье наши дети получают первичные навыки в восприятии действительности, начинают постепенно осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит взаимодействие детского сада с семьей : за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие институты воспитания и образования, включая дошкольные образовательные учреждения, призваны этому содействовать.
Для многих воспитателей не секрет, что родители в большей части интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Перед ДОУ стоит важная задача – использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия. Именно поэтому возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей. Деятельность представителей семьи (не только родителей, как таковых) и педагогов ДОУ в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать дошкольника, увидеть его в разных ситуациях, понять, прочувствовать, а значит, наметить свою идеальную траекторию развития малыша.
Важными характеристиками педагогического взаимодействия являются взаимопонимание, взаимопознание, взаимные действия, срабатываемость, взаимовлияние, совместимость, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для их классификации: 1) опека (при ней главная роль заключается в оказании помощи детям и определение целей отдается взрослому человеку); 2) партнерство (здесь «успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий»; 3) наставничество (при котором главная роль остается за взрослым человеком, но возрастает инициативность воспитанников); 4) сотрудничество (здесь «успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу»); 5) содружество (период старшего детства, рассматриваемое как «высшая форма сотрудничества, когда обе стороны сливают воедино личные, деловые отношения на основе сотворчества»).
Главная задача детского сада – оказать педагогическую помощь, а также привлечь семью к гармоничному воспитанию ребенка. Педагогу, работая совместно семьей, необходимо подбирать индивидуальный подход, учитывая социальное положение, а также уровень не безразличия родителей в воспитании своих детей. Работая в детском саду, мы всё больше убеждаемся, что только общими усилиями мы можем воспитать всесторонне развитую личность. Поэтому в своей работе, мы используем разные виды мероприятий, совместные с семьёй. Для того чтобы грамотно организовать работу с родителями, тщательно изучаем семьи своих воспитанников. Также знакомимся с традициями, интересами семей, узнаём о том, как ребенок ведет себя дома, на основе полученных данных корректируем воспитательный процесс. При работе с родителями мы используем разнообразные формы мероприятий: Творческие – мастер-классы, клубные часы, проекты, осенняя ярмарка; Коллективные – родительские собрания, консультации; Трудовые – озеленение детского сада, совместная работа на участке; Индивидуальные – беседы; Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.
Если использовать выше перечисленные формы работы, то у родителей появиться опят совместной деятельности с детьми, установятся взаимопонимания между родителями, детьми и воспитателями.
Работая в детском саду, мы всё больше убеждаемся, что только общими усилиями мы можем воспитать всесторонне развитую личность. Поэтому в своей работе, мы используем разные виды мероприятий, совместные с семьёй. Для того чтобы грамотно организовать работу с родителями, тщательно изучаем семьи своих воспитанников. Также знакомимся с традициями, интересами семей, узнаём о том, как ребенок ведет себя дома, на основе полученных данных корректируем воспитательный процесс.
Совместная работа очень нравится родителям, они погружены в образовательный процесс вместе со своими детьми, обращаются за помощью к воспитателям. Такая работа приносит свои плоды, дети с удовольствием защищают проекты, рассказывают о своей семье. Посещая дни открытых дверей, они с удовольствием наблюдают за работой воспитателя и образовательной деятельностью детей. Участвуя в ярмарках, родители проявляют свою фантазию, прислушиваются к мнению детей, что позволяет раскрыть свой творческий потенциал. Свои родительские собрания, стараемся проводить, используя нетрадиционные формы проведения, учитывая пожелания родителей. Совместная работа на участке способствует объединению всего коллектива нашей группы в неформальной обстановке. Также родители нашей группы принимают участие в создании предметно-пространственной среды, разрабатывают проекты развивающих центров, стремятся, чтобы они были мобильные, насыщенные и востребованы детьми. Такая работа заставляет родителей прислушиваться к мнению своих детей. Поэтому мы считаем, что работа в данном направлении очень важна, так как родители убедились, что образовательный процесс в детском саду ведется на протяжении всего дня. Семья стала незаменимым участником учебно-воспитательного процесса, что позволяет ребенку раскрыть свои возможности, развиваться в разных направлениях.
Литература.
1. Елисеева Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. - Мн. : Лексис, 2007. - 68 с.
2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семье [Текст] / Л. Е. Осипова. - М. : Издательство Скрипторий 2003, 2009.
3. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст] / Р. Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №7. - С. 70.