Получи документы

Модульная программа по физическому развитию «Здоровый ребенок»

Татьяна Борщ
Модульная программа по физическому развитию «Здоровый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы

ПАРЦИАЛЬНАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА

по физическому развитию «Здоровый ребенок»

Автор:

Борщ Татьяна Анатольевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №35»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2 Цели, подходы, принципы и условия реализации программы 7

1.3 Планируемые результаты и контроль за выполнением программы : 9

2. Содержательный раздел 12

2.1 Содержание образовательной деятельности 12

Публикация «Модульная программа по физическому развитию „Здоровый ребенок“» размещена в разделах

2.2 Технология реализации программы «Здоровый ребенок» 12

3. Организационный раздел 14

3.1 Формы реализации программы 14

3.2 Обеспечение реализации программы 15

3.3 Кадровая политика 15

3.4 Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (РППОС) 15

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

В. А. Сухомлинский

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре-деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель-ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

Сегодня еще так же к актуальным проблемам детского здоровья относятся : гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В результате этого в детском саду №83 разработана инновационная программа здоровьесбережения дошкольников и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Программа здоровьесбережения разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ :

анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка);

анализ результатов физической подготовленности детей;

характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Программа здоровьебережения, разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Разрабатывая данную программу, мы стремились к тому, чтобы система оздоровления и физического воспитания, включала инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Объекты программы :

• Дети ДОУ;

• Педагогический коллектив;

• Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.

Правовые основы создания настоящей программы :

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29.12.2012).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155).

3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295).

4. Конвенция ООН «О правах ребёнка».

5. «Семейный кодекс РФ».

6. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

8. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам общеобразовательным программам дошкольного образования»

9. Устав ДОУ.

10. Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад №83»

1.2 Цели, подходы, принципы и условия реализации программы

Цель: укрепление здоровья и физического развития детей дошкольного возраста с учетом климатических и экологических особенностей региона.

Основные принципы программы :

• Принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)

• Принцип доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

• Принцип активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

• Принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

• Принцип систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

• Принцип целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

• Принцип оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Подходы к формированию программы

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в раннем детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Временные рамки и основные этапы реализации программы.

• I этап. 2017-2018гг. – организационно-мотивационный.

Координация деятельности педагогов и родителей ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

• II этап. 2018-2021 гг. – основной.

Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.

• III этап. 2021-2022 гг. – итогово - аналитический.

• Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.

• Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения.

• Диагностические данные будут оформляться в «Паспорта здоровья групп».

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

• медицинский кабинет, который оснащен медицинским оборудованием.

• физкультурный зал, оборудованный необходимым инвентарё м: гимнастическими скамьями, спортивными матами; ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий.

• методическая литература для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений.

• в каждой возрастной группе имеется спортивный инвентарь для самостоятельной и организованной деятельности.

Оборудование соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечает гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные, имеют сертификаты соответствия.

1.3 Планируемые результаты и контроль за выполнением программы :

По итогам освоения Программы дошкольник :

1. имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям, у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности;

2. владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно осознанно реализует их в своей жизнедеятельности;

3. понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту и природе;

4. способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;

5. психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности.

Кроме того, в результате успешного освоения Программы происходит :

1. осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;

2. повышение уровня ориентации к современным условиям жизни в соответствии с региональными особенностями;

3. овладение навыками самооздоровления;

4. снижение уровня заболеваемости.

Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией осуществляется заведующим МАДОУ, методистом и инструктором по физическому обучению.

Оценка реализации программы через мониторинг :

Параметры мониторинга Критерии Средства, формы диагностики Сроки мониторинговых исследований Ответственные

Состояние здоровья воспитанников Посещаемость, заболеваемость детей

Группы здоровья

Хронические заболевания детей

Физическое развитие детей

Индекс Пинье (показатель пропорциональности физического развития) Карта анализа посещаемости и заболеваемости

Профилакт. осмотр детей, журнал,

игра, занятия, наблюдения и др.

антропометрия ежедневно

ежемесячно

ежеквартально Воспитатели

Специалисты

Медицинский работник

Развитие у дошкольников графической деятельности и мелкой моторики Степень развития зрительно-ручной координации

Качество выполнения графических заданий Тест Т. Н. Гудкина «Срисовывание домика» (в подготовительных группах) Сентябрь-октябрь

апрель-май

Педагог-психолог

Эмоциональное благополучие детей в детском саду Уровень адаптации детей 1 младшей группы к условиям ДОУ

Отношение детей к детскому саду Адаптационный лист

Проективная деятельность «Мой детский сад» (дети средних, старших, подготовительных групп)

Сентябрь-ноябрь

ежеквартально Воспитатели,

специалисты

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности

Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

1. двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений;

2. формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, владение подвижными играми с правилами;

3. становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

4. становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами с учетом региональных компонентов.

2.2 Технология реализации программы «Здоровый ребенок»

1. Организационное направление.

2. Лечебно-профилактическое направление.

3. Воспитательно-образовательное направление.

4. Мониторинг реализации программы.

Технология реализации оздоровительной работы по некоторым из направлений программы :

Организационное направление

1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2. Определение показателей физического развития, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

3. Составление индивидуальных планов оздоровления;

4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебно - профилактическое направление

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;

2. Выполнение санитарно- гигиенического режима;

3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

4. Предупреждение заболеваний ОРВИ методами неспецифической профилактики;

5. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике

6. Противорецидивное лечение хронических заболеваний;

7. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.

3. Организационный раздел

3.1 Формы реализации программы

Формы и методы

Содержание

1 Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим (адаптационный период);

- гибкий режим;

- организация микроклимата и стиля

жизни группы на основании образовательной программы ДОУ;

2 Физическое развитие

- занятия;

- утренняя гимнастика;

- подвижные и динамичные игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

- спортивные игры;

- терренкур (дозированная ходьба);

- пешие прогулки

3 Гигиенические и водные процедуры

- умывание;

- мытье рук до локтей;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды;

- полоскание горла и рта

4 Воздушные ванны - проветривание помещений (в том числе сквозное);

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

5

Активный отдых

- развлечения, праздники, конкурсы;

- игры-забавы;

- дни здоровья; каникулы

6 Диетотерапия

- рациональное питание;

- индивидуальный подход (аллергия, лишний вес, хронические заболевания)

7 Музотерапия

-театральная деятельность

-музсопровождение режимных моментов;

- оформление фона занятий;

- хоровое пение (в том числе звуковое)

8 Аутотренинг и психогимнастика - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,

- игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций,

-коррекция поведения,

- учебная гимнастика.

9 Закаливание

- босоножье, стопотерапия;

- игровой массаж;

- обширное умывание;

10 Пропаганда ЗОЖ

-периодическая печать;

-курс лекций, консультаций и бесед;

- специальные занятия (с привлечением специалистов)

- повышение компетентности сотрудников в вопросах ЗОЖ.

3.2 Обеспечение реализации программы

Методическое обеспечение программы :

• Основная образовательная программа ДОУ;

• Методические рекомендации и пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций по планированию образовательного процесса;

• Комплекты развивающих пособий для детей по физическому развитию;

• Комплекты дидактических и демонстрационных материалов;

• Электронные образовательные ресурсы;

• Детская художественная литература.

3.3 Кадровая политика

Педагоги, осуществляющие образовательный процесс должны соответствовать квалификационной характеристике должностных работников образования (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.8.2010 761н).

3.4 Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (РППОС)

Образовательная организация в соответствии с поставленными целями настоящей программы создает РППОС, которая, в соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС ДО, должна быть:

• Содержательно насыщенной,

• Трансформируемой,

• Полифункциональной,

• Вариативной,

• Доступной,

• Безопасной.

РППОС должна пополняться по мере реализации поставленных задач согласно возрастным особенностям и возможностям с учетом регионального компонента.

Публикации по теме:

«Кузнечик». Модифицированная программа по физическому развитию детей подготовительной группы «Кузнечик» Модифицированная программа по физическому развитию для воспитанников подготовительных к школе групп на 2017 - 2018 годы.

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Игра — тренинг для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок» Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок». Профилактика психоэмоционального выгорания. Цель тренинга:.

Мастер-класс для педагогов «Здоровый воспитатель — успешный ребенок» «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». .

Образовательный проект «Здоровый ребенок — в здоровой семье» Паспорт проекта. Наименование: Проект «Здоровый ребенок – в здоровой семье». Проект адресован: Педагогическим работникам, родителям и инструкторам.

Проект «Здоровая семья-здоровый ребенок» Все люди на земле хотят быть здоровыми, потому что когда человек здоров – у него хорошее настроение, он счастлив и смеется, ему хочется.

Родительское собрание «Здоровая семья — здоровый ребенок!» «Здоровая семья – здоровый ребёнок» - родительское собрание в нетрадиционной форме Цель собрания: пропаганда здорового образа жизни..

Сценарий родительского собрания «Здоровый ребенок-счастливый родитель» Цель: поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность. Задачи:.

Выступление заведующего на родительском собрании «Здоровая семья — здоровый ребенок» Ф. 1. Приветствую Вас на родительском собрании в МАДОУ «Детский сад № 393». Ф. 2. Представляю вашему вниманию повестку дня родительского собрания:.

Консультация «Здоровый ребенок-здоровая нация» «Здоровый ребенок - здоровая нация»(В. В. Путин) В настоящее время происходит понимание того, что здоровье - это не просто отсутствие болезней,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модульная программа по физическому развитию «Здоровый ребенок»
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 07:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модульная программа по физическому развитию «Здоровый ребенок»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Борщ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД