Марина Хлесткина
Консультация для родителей «Папа в жизни дочери»
▼ Скачать + Заказать документы
Вовлеченность отцов в образование и воспитание детей отражается на успехах детей в обучении, их школьных достижениях, в развитии у детей эмоциональной сферы, социальных компетенций, в формировании полоролевой идентичности. И напротив, неучастие отца в воспитании, его критическая позиция и жесткость по отношению к ребенку связаны с тревожными и депрессивными расстройствами у детей.
Отец важен для ребенка во все периоды его развития, начиная с первых месяцев жизни. На первом году жизни ребенка главной задачей отца является забота о матери, обеспечение ее психологического благополучия, поддержка матери, но не только. Отец по-другому, иначе чем мать, взаимодействует с ребенком, иначе держит ребенка на руках, по-другому с ним играет, иначе укачивает, то есть представляет ребенку иную сторону мира, делает его более разнообразным.
Публикация «Консультация для родителей „Папа в жизни дочери“» размещена в разделах
В возрасте от 1 года до 3 лет отец выступает для ребенка как представитель общества, как носитель социальных норм и правил, как защитник. В период дошкольного детства отец становится для ребенка примером мужского поведения, а отношения матери и отца становятся образцом поведения и отношений мужчины и женщины, ребенок усваивает модели поведения родителей, то, как они ведут себя в различных ситуациях, печальных или радостных, как разрешают конфликты.
Влияние отца на девочек
Все вышеперечисленное верно и для девочек, и для мальчиков, но все-таки влияние отца на девочек имеет свою специфику. Различия эти особенно значимы, начиная с дошкольного возраста, в период формирования полоролевой идентичности.
Традиционно считалось, что роль отца важна прежде всего в воспитании мальчиков, что воспитание девочек — это ответственность матери, но исследования последних лет и психологическая практика показывают, что это не так.
О необходимости отца
Отец необходим не только для формирования маскулинности сыновей, но и женственности дочерей. Еще несколько десятков лет назад, в 70-е годы, к этому утверждению исследователи отнеслись бы с сомнением. Теперь уже учеными доказано, что для девочек очень важно позитивное принятие со стороны отца, что феминность, женственность девочек коррелирует с маскулинностью их отцов.
У младших девочек-подростков (11–14 лет) на их эмоциональное благополучие влияют и наличие в семье отца, и характер отцовского образа, то есть важен и реальный отец, реальные отношения с ним, и образ отца, то, как девочка его представляет.
Агрессия именно отца, но не матери, вызванная супружеским конфликтом, приводит к усилению злости, страха и печали у девочек. Для девочек, воспринимающих своих отцов как враждебных и директивных, менее заботливых и более контролирующих, характерна выраженная депрессивная и тревожная симптоматика. В то же время образ эмоционально принимающего отца способствует росту самооценки, придает уверенности в собственных силах и повышает настроение у девочек.
Если отец отсутствует
У девочек отсутствие отца нарушает формирование полоролевой идентичности. Уход отца из семьи может приводить к отрицанию чувств, связанных с его уходом, к усилению тревоги, потребности в мужской фигуре.
Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений, что фигура отца играет огромную роль в психическом развитии ребенка, а образ отца является опорой и защитой, поддерживает самоуважение и формирование полоролевой идентификации, является важным условием психологического благополучия ребенка в любом возрасте.
Значимость отца в жизни дочерей разных возрастов
Как правило, уже в раннем возрасте (1–3 года) ребенок знает, кто он — мальчик или девочка, он различает пол людей по внешним признакам, но не воспринимает пол как нечто постоянное.
К 5–6 годам формируется половая идентичность. Ребенок понимает, что пол — это навсегда, что, когда девочка вырастет, она будет «женщиной», «мамой», мальчик будет «мужчиной», «папой».
С 7 лет начинается новый уровень полоролевой идентификации. Половая дифференциация происходит на основе психологических качеств, отвечает на вопрос: «Какой надо быть, чтобы тебя считали девочкой (мальчиком?» Вырабатываются стереотипы полоролевого поведения. Очень важно в этом возрасте отцам терпимо относиться к дочери и не стараться подогнать ее под собственные представления о том, какими должны быть «настоящие девочки».
В подростковом возрасте полоролевая идентичность переходит на новый уровень. Именно отец является главным фактором полоролевой идентификации подростков. Ребенок пробует разные модели полоролевого поведения. Девочка в этом возрасте проверяет свою женскую привлекательность на отце. И поддержка отца, его внимание, эмоциональное принятие, его восхищенный взгляд в наибольшей степени необходимы, чтобы чувствовать уверенность в себе, ощущать пробуждающуюся женственность. В дальнейшем, по-видимому, эту уверенность в себе как женщине, ощущение женского начала девочка приобретает уже вне семьи.
Для девочек-подростков отношения с отцом являются ценностью, хотя при этом девочки становятся более критичными по отношению к отцу, уже меньше стремятся быть похожими на него. Очень важно для формирования полоролевой идентичности девочек в 11–14 лет, чтобы отец поддерживал их стремление к автономии.
Рекомендации отцам девочек
Что же должен делать отец, чтобы его дочь росла свободной, независимой, уверенной в себе, привлекательной, счастливой?
Прежде всего, уделять девочке внимание, с раннего детства читать ей, играть в разные игры, заниматься вместе с ней какой-либо деятельностью. Быть вместе, не просто находиться рядом физически, но соприсутствовать. Создавать семейную историю, делать вместе семейный альбом фотографий, придумывать интересные события, которые нарушали бы однообразие каждого дня, чтобы папа ассоциировался не только с правилами и замечаниями, но и с радостью.
Демонстрировать девочке уважительное, бережное отношение к ее матери, чтобы она видела, что такое отношения мужчины и женщины.
Проявлять интерес к жизни дочери в детском саду, школе, к ее друзьям. Выслушивать, когда она обращается к нему с какими-то проблемами, относиться к ним серьезно, не обесценивать ее переживания.
Помогать ей разрешать конфликты с друзьями или близкими, учить ее уступать, находить компромиссы, помогать другим.
Смотреть на нее восхищенно: ей важен поддерживающий взгляд мужчины. Говорить дочери ласковые слова, не стесняться их, не бояться быть нежным. Критиковать нужно только, когда это необходимо, помнить, что иногда неосторожно сказанное отцом критическое замечание оставляет след на всю жизнь.
Конечно, нельзя ограничиваться развитием только женских черт, стремиться воспитывать удобную «хорошую» девочку. Дочь должна быть готова отвечать на вызовы современного мира.
Можно еще долго перечислять, что нужно делать отцу девочки. Самое главное — помнить, что дочери нужно, чтобы ее любили и чтобы она эту любовь чувствовала
Подготовила социальный педагог
ГБУ РЦ г. Белорецка РБ
Хлесткина М. Г.