Ирина Кирсанова
Памятка «Современный педагог ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный педагог — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Публикация «Памятка „Современный педагог ДОУ“» размещена в разделах
Воспитательно– образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Профессия воспитателя сложна и ответственна. Требований, к ней предъявляемых, много, в том числе и со стороны родителей. Так как же выглядит портрет идеального воспитателя с точки зрения родителей?
Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.
Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, подмыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.
В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, настроить по какой- то одной программе, и воспитатель должен отлично в ней ориентироваться.
В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье.
1. Что должен делать педагог, чтобы соответствовать званию «современный»?
Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни наши дети должны не только получить знания, умения, навыки, но и научиться применить их в дальнейшей деятельности, самостоятельно решать свои проблемы. Педагог, который может научит этому, должен:
- иметь активную жизненную позицию;
- уметь анализировать свое поведение;
- управлять собой и своими эмоциями;
-применять творчество в педагогической деятельности;
-стремиться постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- внедрять и использовать новейшие технологии;
-быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным;
-заботиться о своем физическом и психологическом здоровье.
2. Показателями успешности деятельности педагога является :
-плодотворное сотрудничество с воспитанниками (результат работы);
- востребованность педагога;
- благоприятный эмоциональный фон в группе;
-психологический комфорт при общении педагога с детьми;
-высокий уровень мотивации детей на получение знаний, умений, навыков.
Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя воспитательской деятельности.
Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета.
Основные орудия педагогического труда – голос (громкость, интонация, выразительность, мимика, жесты (педагогическая техника) – это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников.
Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Освоение педагогической техники позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов.
Ключевые проблемы современного педагога :
1. Недостаточное владение современными информационными средствами.
2. Недостаточное знание психологии современных детей и родителей.
3. Низкий социальный статус педагога.
Можно выделить следующие профессионально-педагогические компетенции :
• Социально-психологическая компетенция
• Профессионально-коммуникативная компетенция
• Общепедагогическая профессиональная компетенция
• Предметная компетенция
• Управленческая компетенция
• Рефлексивная компетенция
• Информационно-коммуникативная компетенция
• Компетенция в сфере инновационной деятельности
• Креативная компетенция
М. Ноулз писал: "Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и. чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни".