Воробьева Татьяна Владимировна
Памятка родителям «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Шпаргалка для родителей
Готовность ребенка к школьному обучению
Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы, ведь подготовка к школе — это кропотливый труд, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.
Публикация «Памятка родителям „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую и социальную (личностную) готовность к обучению в школе.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Многочисленные исследования физиологов свидетельствуют о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе.
Важность создания психологического комфорта для детей дошкольного возраста огромна. Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребенку. Необходимо дать почувствовать ощущение роста своих возможностей. Важно учитывать индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Ребенок должен чувствовать, что его любят и понимают, что ему всегда окажут поддержку. Страх перед школой, перед взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность — плохие союзники в решении сложнейшей задачи перехода на новую жизненную ступень. Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности (к учению). А социальная (личностная) готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.
Особым критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой, желание учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно, потому что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки — ведь детей привлекает все новое. Ребенок может стремиться в школу, так как хочет узнавать что-то новое, иметь определенные права, а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Возможно, он еще полностью не осознает того, что, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать — тогда можно отметить у ребенка сформированность позиции школьника.
Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. д. ?
Можете ли вы сказать, что ваш ребенок ведет себя без стеснения в присутствии посторонних людей?
Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
Может ли он рассказать стихи наизусть?
Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
Умеет ли ваш ребенок читать хотя бы по слогам?
Считает ли он до десяти в прямом и обратном порядке?
Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?
Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?
Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»?
Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?
Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если малыш может справляться с содержанием 9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача — систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения придется очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться — упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.