Игнатенко Светлана
Памятка родителям «Если ребёнок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
«Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит».
Речь начинается с ПЕРВОГО КРИКА. Начинать заниматься речью ребенка в 2-3 года, когда обнаружилась проблема, поздно.
Внимательно следите за подготовительными этапами:
гуление в 3 месяца,
лепет в 6 месяцев,
первые слова – в год.
ОБЩАЙТЕСЬ с ребенком, хотя вам и кажется, что это «игра в одни ворота». Примерно до 3 лет ребенка «рот у мамы закрываться не должен». Что ж, это правда.
Публикация «Памятка родителям „Если ребёнок не говорит“» размещена в разделах
В помощь вам – народное творчество. Потешки, обязательно пальчиковые игры наподобие «сороки-вороны», колыбельные. Электронные игрушки не заменят человеческое общение!
Обращайте внимание на развитие мелкой моторики, слуха, дыхания.
ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ?
Не паникуйте, но и не сидите сложа руки! «Сам заговорит, когда придет время» - это вредный совет.
Если есть возможность, пройдите комплексное ОБСЛЕДОВАНИЕ: Консультация невролога с учетом перенесенных заболеваний и реакцией организма ребенка на них.
Консультация отоларинголога (аудиограмма) с целью проверки речевого слуха, который лежит в основе речи.
Консультация психолога - проверка психологической базы речи (внимание, восприятие, память, мышление) и проверка объема слухоречевого восприятия, слухоречевой памяти.
Обязательно консультация логопеда - определение механизма речевого нарушения и определения этапов коррекционной работы.
Причиной не говорения очень часто является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
• Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
• Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
• Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
• Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
• Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
• Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
• Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
2. Развиваем артикуляционные мышцы:
• Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
• Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
• Показываем зубы – «У кого есть зубки!»
• «Лакаем молоко» как кошка.
3. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е. Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
• Топ-топ;
• Хлоп-хлоп;
• Прыг-прыг;
• Бип-бип (Нажимаем на носик)
• Туда-сюда (Повороты корпуса)
• Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
1. Прятки игрушек под платочком
2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Массаж пальчиков рук левой и правой
Пальчиковая гимнастика
1. Играет на «пианино».
2. «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.
3. Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
4. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
5. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
6. Покажи «козу».
7. Покажи «ушки у зайчика».
8. Играем на «барабане».
9. Хлопаем в ладоши.
4. Работа с мелким раздаточным материалом
Развитие мелкой моторики
- Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.
- Работа с вкладышами.
- Пирамидки различных размеров.
- Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
Шнуровка:
а) используют плотный картон с дырочками;
б) учиться завязывать шнурки.
Застёгивание пуговиц.
Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.
Аппликация
Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки.
Рисование
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.
Использованная литература
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
4. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. III : Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. (Библиотека учителя-дефектолога)