Махруткина Оксана
Памятка «Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонаций, нужно владеть и развивать речевое дыхание.
Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков (шипящих и свистящих). Для их произношения требуется продолжительная воздушная струя, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Публикация «Памятка „Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные выполнения дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что помогает получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Для отработки речевого дыхания следует придерживаться следующих рекомендаций:
1 проветрить помещение перед выполнением дыхательной гимнастики.
2 проводить упражнения в игровой форме.
3 осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).
4 необходимо следить, чтобы вовремя выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
5 упражнения на развитие речевого дыхания повторить не более 3 – 5 раз.
6 упражнения выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движений.
7 не надувать щеки при выдохе. 8 выдох должен быть продолжительный и плавный, предметы предлагаемые ребенку для поддувания должны находиться на уровне рта.
9 губы при выдохе должны быть немного открыты.
10 вдох через нос, выдох осуществляется ртом.
Упражнения для речевого дыхания.
Снежинки (формируем плавный выдох).
Вырежьте из тонкой бумаги маленькие снежинки, положите на свою ладонь и на ладошку ребенка и проговаривайте такие слова: К нам снежинки прилетели, на ладошку сели. Пусть снежинки улетают, а не то они растают! По окончании слов, покажите, как надо глубоко втянуть носом воздух и осторожно, медленно подуть на снежинку, чтобы она слетела с ладошки. Привлекайте к игре по очереди всех членов семьи.
Праздничный шар.
Заранее приготовьте надутый шарик. Упражнение же выполняйте при помощи рук. Глубоко вдыхайте носом воздух и медленно, спокойно начинайте его выдыхать. Ладони, сложенные плотным шариком, постепенно раздвигаются и показывают, какой большой получился шар. Проделав упр 2-3 раза, дайте малышу поиграть приготовленным шариком. Это упражнение можно делать и на прогулке
Для праздника весёлого надуем шар большой,
Он был сначала маленький, невзрачный и худой,
Теперь же он на празднике сияет, как живой!
Одуванчик.
Опять глубоко вдыхаем воздух носом и плавно, медленно выдыхаем.
Белый круглый одуванчик…
Чем-то он похож на мячик.
Стоит лишь слегка подуть –
Полетят пушинки в путь!
И в руке, где был цветок,
Лишь остался стебелек.
Море волнуется.
Приготовьте миску с водой. Возьмите соломинку для коктейля. Покажите ребенку, как надо через неё выдыхать воздух, предварительно погрузив соломинку в воду.
Дуть надо то сильно, то легко, согласовывая действия со словами. Повторять 3-4 раза.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
(все эти сова сопровождаются сильной воздушной струёй)
Буря на море, замри!
(прекращаем дуть)
Волны устали плясать,
Волны легли отдыхать,
Ласково гладят песок.
(дуем легко, чтобы вода чуть колыхалась)
Снова шалун ветерок
Сильно – сильно подул,
Бурю на море вернул!
Бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
СнегопадСделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Листопад
Вырезать из цветной бумаги осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад и предложить ребенку подуть на
На осенние листочки.