Светлана Самородова
Памятка для воспитателей «Организация работы с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики»
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, когда ребенок «пользуется» этими движениями – он может уверенно держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг и артикуляционный аппарат связаны между собой огромным количеством нейронов. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и за движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем отделы мозга, отвечающие за эти движения, а заодно исоседние зоны, отвечающие за речь.
Публикация «Памятка для воспитателей „Организация работы с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок, умеющий хорошо владеть своими руками, начинает логически рассуждать. У него развита память, воображение,мышление, координация, внимание, наблюдательность. Известно, что примерно треть всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения руками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя речь. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи.
В раннем возрастеразвитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика, игротренинг (игры с бельевыми прищепками, игры с бусинами, макаронами). Рисование карандашами, мелками. Работа с пластилином, тестом. Игры с разнообразным сыпучим материалом. Массаж (мячики – ёжики, еловые шишки, использование сухих бассейнов из фасоли или гороха). Это разнообразные мозаики: конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (крестом, по кругу и т. д.).
Воспитателю следует уделить большое внимание организации предметно – пространственной среды. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики.
Самой важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
Примеры стихов для пальчиковой гимнастики:
Пальчики
Раз-два-три-четыре-пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять —
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Мы считаем
Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке — опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.
Чтобы данная работа проводилась успешно, нужно тесно взаимодействовать с родителями.
Провести выставку игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
Консультировать родителей индивидуально по теме: «Речь и пальчики», «Пальчиковые шаги»;
Побеседовать с родителями по теме «Дети и мелкая моторика рук»
Провести родительское собрание «Развитые пальчики – разговорчивые ребятки».
Оформить папку – передвижку «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры».