Шевченко Вера
Памятка для родителей «Застенчивый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Застенчивость – черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих. Её можно назвать наиболее распространённой причиной осложнения общения. Застенчивым детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Для этих детей самое страшное ошибиться или кого-то подвести. Застенчивость обычно возникает в дошкольном возрасте в связи с поступлением в детский сад, в центр или школу или слишком требовательными родителями.
Публикация «Памятка для родителей „Застенчивый ребенок“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Портрет застенчивого ребенка
не желает вступать в беседу, редко задает вопросы взрослому;
играет один, сидит в углу пока играют другие, не участвует в коллективных играх;
затруднителен или даже невозможен контакт глаз;
тихо и непонятно спрашивает или обращается к взрослому;
не проявляет инициативы в играх и образовательной деятельности, не отвечает на прямой вопрос взрослого при других детях;
сжатые плечи, опущенная голова;
имеет много страхов, часто рассказывает про свои тревоги и страхи;
имеет ритуалы или любимые игрушки, с которыми не когда не расстается;
испытывает смущение.
Причины застенчивости
Застенчивость самих родителей ребёнка, которым он подражает.
Подавление активности ребёнка с самого раннего возраста.
Наличие у ребёнка какого-либо физического дефекта либо внушённого окружающими мнимого недостатка (смешная фамилия, чрезмерно маленький или большой рост, вес).
Нервозная обстановка в семье, травмирующая психику ребёнка (ребёнок за своим скромным поведением прячется от гнева родителей, воспитателей).
Несформированность у ребёнка навыков эффективного общения с другими людьми.
Навешивание ребёнку ярлыка застенчивости «Он у нас застенчив», «Он молчун» и т. д.
Как родители могут помочь застенчивому ребенку стать смелее?
1. Поощряйте самостоятельность
Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.
2. Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.
3. Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
4. Хвалите вместо необоснованной критики
Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной.
• Хвалите усилие, а не результат. «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто.
• Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто».
• Подробно расспросите его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. "Тебе нравится твой рисунок?", "Что было самым сложным?", "Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?"
• Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите.
5. Дайте ребенку право слова
Научите ребенка, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение. Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.
6. Практикуйте с ребенком социальные сценарии
• Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение" сочини рассказ". Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
• Простейшее упражнение — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизнь.
7. Помогите ребенку расширить круг общения
Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.
Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками. Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации.
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно.
8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравиться сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.