Любовь Паниковская
Памятка для родителей заикающихся детей
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей заикающихся детей
Заикание – недуг устранимый.
М. Е. Хватцев
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАИКАНИИ.
Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ, и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому «застреванию» на отдельных звуках, а значит и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный : то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.
Публикация «Памятка для родителей заикающихся детей» размещена в разделах
Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от трёх до пяти лет, когда ребёнок овладевает связной речью. В этом возрасте ему уже многое хочется сказать, но его еще не вполне созревший речевой аппарат «не успевает» за мыслью и поэтому бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание.
ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ.
Выделяют две формы заикания невротическую и неврозоподобную.
Невротическое заикание - обычно развивается на фоне уже ранее имевшейся у ребёнка некоторой ослабленности нервной системы. Такие дети ещё до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна и т. п. Они особенно чувствительны к неблагоприятным внешним воздействиям, которые нередко и являются ближайшей («видимой») причиной возникновения заикания.
Для невротического заикания характерно волнообразное течение с периодическим усилением и ослаблением симптомов, что вообще типично для невротических расстройств. Усиление заикания обычно наблюдается при эмоциональном напряжении, утомлении, соматических заболеваниях и т. п. В подростковом возрасте симптоматика невротического заикания обычно усиливается и достигает своего пика.
При невротическом заикании не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга, что говорит о функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики» свидетельствует и ранний анамнез : в этих случаях обычно не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отставания в раннем общем и речевом развитии ребёнка.
Неврозоподобное заикание – у детей с этой формой заикания обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. Об этом говорит и ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребёнка в раннем возрасте, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь, например, появляется лишь в трёхлетнем или даже ещё более позднем возрасте).
Неврозоподобное заикание в отличие от невротического развивается постепенно и без видимой связи с какими – либо внешними обстоятельствами. Течёт такое заикание неизменно или равномерно усиливаясь. «Светлые» промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое.
ТЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ.
Возникшее заикание может протекать по – разному.
Постоянный тип – при котором заикание проявляется в одинаковой степени как в разные возрастные периоды, так и в различных ситуациях речевого общения. Усиления и ослабления симптоматики заикания не наблюдается. Такой тип течения наиболее характерен для неврозоподобного (органического) заикания.
Волнообразный тип – заикание периодически то усиливается, то ослабевает, не исчезая при этом совсем. Эти колебания могут быть связаны с различными жизненными обстоятельствами, с сезонными или погодными условиями, с конкретными ситуациями речевого общения.
Ремиттирующий тип (от слова «ремиссия», то есть ослабление симптомов заболевания, «светлый промежуток») – при таком характере течения заикание на какой – то период времени может почти полностью исчезать, а затем проявляться вновь.
Рецидивирующий тип – для которого характерны периодически наступающие рецидивы (возвраты) уже устраненного или, казалось бы, полностью исчезнувшего заикания.
Последние три типа течения характерны для невротического заикания с его неустойчивой симптоматикой. Именно из – за этой неустойчивости проявлений заикания и периодических его исчезновений у многих родителей создается впечатление, что их ребёнок «заикается не так, как все» и что у него якобы «не настоящее заикание». Однако в большинстве случаев оно, к сожалению, самое настоящее, и поэтому здесь важно не успокаивать себя, а своевременно принимать необходимые для его преодоления меры.
2. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ.
Комплексный метод преодоления заикания.
В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный метод, включающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий. Необходимость именно комплексного, то есть многостороннего воздействия на заикающегося объясняется тем, что данный недуг представляет собой не какой-то частный, «изолированный дефект речи, а сложное речевое расстройство, тесно связанное со всей личностью ребёнка, с его жизненными установками (если говорить о взрослых, со состоянием его нервно-психической сферы, с нарушением социальных взаимоотношений с окружающими людьми и пр. Поэтому комплексный метод преодоления заикания включает в себя следующие основные направления воздействия:
• оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
• обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий;
• непосредственную работу над речью;
Все перечисленные направления работы в большинстве случаев осуществляются одновременно, или же оздоровительная часть комплекса предшествует работе над речью. Рассмотрим содержание каждого из этих направлений.
Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося. Эта часть воздействия осуществляется врачом неврологом в тесном контакте с родителями ребёнка, в задачу которых входит обеспечение выполнения всех врачебных рекомендаций.
Лечение нервной системы – это не только прием соответствующих лекарств или выполнение каких-то специальных процедур, поскольку одними лекарственными препаратами укрепить нервную систему невозможно. Начинать следует с обеспечения для заикающихся таких условий жизни, которые уже сами по себе способствовали бы укреплению нервной системы, а не разрушению её. К таким условиям относятся:
1. режим дня с правильным чередованием труда и отдыха;
2. полноценное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов (типа шоколада, крепкого кофе и т. п.);
3. спокойный и достаточный по продолжительности сон (удленить ночной сон до 10 – 12 часов, дневной сон – 1 – 1,5ч.);
4. достаточное пребывание на воздухе (прогулки);
5. исключение физического и умственного переутомления;
6. полноценный летний отдых без перегревания на солнце;
7. закаливание организма;
8. занятие спокойными видами спорта (типа плавания, гребли и велосипедной езды летом и катания на коньках и лыжах зимой); очень полезно хоровое пение;
9. исключение просмотра устрашающих и расстраивающих телевизионных передач, надолго выводящих человека из состояния душевного равновесия и нередко вызывающих ночные кошмары у детей;
10. обеспечение спокойных условий жизни в семье (в смысле отсутствия конфликтных взаимоотношений между членами семьи, заставляющих заикающегося пребывать в состоянии постоянного нервного напряжения);
11. спокойное и доброжелательное отношение взрослых членов семьи к заикающемуся ребенку или подростку.
Все названные «мероприятия» рассчитаны на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для эффективного действия лекарственных препаратов, укрепляющих нервную систему. Помимо лекарственных препаратов. Для укрепления нервной системы могут назначаться также соответствующие физиотерапевтические процедуры, лечебный сон и пр.
Обязательно проводится и лечение сопутствующих заболеваний, которые также могут затруднять преодоление заикания.
Как уже отмечалось, медицинская часть комплекса или предшествует логопедической работе, или проводится одновременно с ней. Полноценная реализация этой важнейшей составляющей комплексного воздействия на заикающегося вносит существенный вклад в дело оздоровления его речи, хотя и не приводит её в норму без логопедической помощи.
Психотерапия предусматривает воздействие на психику человека при помощи лечебного слова, согретого душевным теплом и наполненного самым искренним стремлением помочь ему в преодолении имеющегося недуга. Исключительная важность и даже необходимость включения психотерапии в комплексной метод преодоления заикания объясняется наличием у заикающегося многочисленных психических симптомов, без устранения которых избавиться от заикания невозможно. В результате исчезновения психических симптомов заикания или их ослабления значительно уменьшаются и проявления речевой судорожности, особенно при невротическом заикании. В дошкольном возрасте психотерапевты рекомендуют активно использовать специальные приёмы игровой психотерапии, сказкотерапии, психотерапии посредством рисунка и пр.
Работа над речью.
Эта основная и ведущая часть комплексного метода преодоления заикания реализуется логопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего социального окружения, к которому прежде всего следует отнести родителей и педагогов. Работа над речью, безусловно, требует специальных занятий, рекомендуемых учителем - логопедом. Однако для закрепления и окончательного упрочения достигнутых на логопедических занятиях результатов очень важен систематический контроль над речью ребёнка со стороны родителей и педагогов, а также правильное их поведение по отношению к нему.
Родители и близкие ребенка должны постоянно следить за речью ребенка, чтобы ребенок говорил по «Речевым правилам» :
- прежде чем сказать, успокойся - дыши медленно «животиком», плечи внизу;
- пока дышишь, подумай, что хочешь сказать, проговори это про себя;
- набери воздух ртом и сразу же начинай говорить медленно и плавно, растягивая слова;
- помогай себе руками и ногами, так легче говорить;
- смотри в глаза тому, кому говоришь.
Если у ребенка происходят «застревания» речи, возьмите его руки в свои и попробуйте говорить вместе, помогайте и давайте образец.
Каждый день выполняйте задания логопеда.
Ближайшее социальное окружение и бытовые условия.
Под ближайшим социальным окружением подразумевается прежде всего родители и другие члены семьи заикающегося, а также педагоги. Если эти люди станут союзниками логопеда и направят свои усилия на возможно более полную реализацию комплексного метода преодоления заикания, то половину задачи можно будет считать решенной.
Что же конкретно могут сделать родители? Прежде всего они должны позаботиться о выполнении всех рекомендаций врачей - невролога, психотерапевта, педиатра, направленных на укрепление нервной системы ребёнка. Для этого недостаточно обеспечить лишь регулярность приёма им лекарств или выполнение назначенных физиотерапевтических процедур. Всё это окажется эффективными в том случае, если ребёнок при этом будет находиться в спокойной обстановке, не переутомляться, нормально и своевременно питаться, достаточно спать, бывать на свежем воздухе. Следует резко ограничить или даже полностью исключить просмотр возбуждающих телевизионных программ, особенно в позднее время. Понятно, что всё это не просто организовать, но тем не менее сделать это необходимо.
Кроме того, для обеспечения спокойной обстановки в семье родителям придётся многое пересмотреть как в своих собственных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с ребёнком. Все имеющиеся противоречия на некоторое время необходимо «приглушить» и отложить выяснение разного рода конфликтных вопросов. Цена этому «примерению» - здоровье ребёнка.
В присутствии ребёнка взрослым очень важно соблюдать неторопливый темп речи, что значительно облегчит заикающемуся прочное овладение логопедическими речевыми правилами и введение их в свою повседневную жизнь. Необходимо также отмечать любое улучшение в его речи, радоваться этому вместе с ним, приподнимая тем самым его настроение и косвенно внушая уверенность в скором преодолении заикания.
И, наконец, одной из важных обязанностей родителей является ежедневное продолжение логопедической работы с ребёнком в домашних условиях.
Вывод: Само по себе заикание как определенный вид речевого расстройства устранимо, однако не каждому пациенту удается его полностью преодолеть. Это связано с тем, что в каждом конкретном случае устранимость заикания зависит от целого ряда условий, которые могут по-разному сочетаться и взаимодействовать между собой.