Асия Альбертовна Шакирова
Памятка для родителей «Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье»
Конструирование - (от латинского «соnstruerе») означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Публикация «Памятка для родителей „Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.
Виды конструирования.
По материалам, используемым в процессе конструирования :
• Конструирование из строительных наборов.
• Конструирование из конструкторов.
• Конструирование из природного материала.
• Конструирование из бросового материала.
• Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика) :
o оригами;
o объемное бумажно-картонное моделирование.
По содержанию:
• Реалистичное конструирование.
• Стилизованное.
• Абстрактное.
По характеру деятельности детей :
• Индивидуальное.
• Коллективное.
По назначение :
• Конструирование, имеющее практическое назначение.
• Конструирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.
Материалы и оборудование.
Нужно отметить, что материала, относимые к таким видам как бумага, природный, бросовый материалы используются те же, что и для работы над аппликацией. Но есть и специфичные только для конструирования материалы - это строительные наборы и конструкторы.
Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.
Конструкторы. Сегодня дошкольник имеет возможность работать с различными конструкторами.
По характеру использования:
• Конструкторы, предполагающие одноразовое изготовление постройки (они предполагают склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать).
• Конструкторы, ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм, которые можно использовать только для получения определённых видов построек).
• Конструкторы универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования).
По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.
Приёмы конструирования :
• закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);
• соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);
• приклеивание (обучение с раннего возраста);
• заклеивание (обучение с младшей группы);
• склеивание (обучение с младшей группы);
• пришивание (обучение со старших групп);
• прокалывание (обучение со старших групп);
• закручивание (обучение со старших групп);
• зажимание (обучение со средней группы);
• сминание (обучение с раннего возраста);
• сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);
• сложение (обучение с младшей группы);
• разворачивание (сворачивание);
• скручивание (раскручивание);
• обматывание (обучение со старших групп);
• примазывание (обучение с младшей группы).
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. В процессе создания конструкций из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объёмными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объёмными формами. Здесь дети осваивают приёмы работы с бумагой, которые они в последствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объёмную форму.
Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребёнка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.
В конструировании могут использоваться и готовые формы, в зависимости от задач обучения.
Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки, продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.
Средний дошкольный возраст.
Задачи.
Образовательные:
1. Закреплять умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.
2. Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры, входящие в состав строительных наборов или конструкторов.
3. Продолжать учить размещать в пространстве различные геометрически тела, используя различные композиции, раскрывающие суть конструктивных образов.
4. Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.
5. Продолжать учить сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.
6. Учить видеть образ в геометрических формах.
7. Учить использовать различные приёмы и техники в процессе конструктивной деятельности.
8. Продолжать учить создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных заготовок.
9. Продолжать учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).
Развивающие :
1. Продолжать формировать чувство формы при создании построек и поделок.
2. Способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика объёмов, фактура, динамика (статика).
3. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.
4. Закреплять конструктивные умения : располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приёмы соединения.
5. Закреплять и расширять словарь ребё нка специальными понятиями: пропорция, масштаб, фактура, пластика, пропорция.
Воспитательные:
1. Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
2. Воспитывать умение руководствоваться словесным инструкциям педагога в процессе упражнений.
3. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
4. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами.
5. Воспитывать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.
Особенности обучения.
В средней группе дети закрепляют имеющиеся у них конструктивные умения, на основе которых у них формируются новые. Так, умение составлять определённую композицию из элементов конструктора, способствует развитию умения планировать свою работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, предлагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выполнения будущей постройки. Это является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. В средней группе такой вид конструирования как бумагопластика становится всё более актуальным. Наравне со строительными наборами бумага, благодаря своим выразительным и пластическим возможностям позволяет создавать интересные конструкции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее её преобразование развивает воображение у детей, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может при соответствующих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т. д. Вариантов использования конуса множество. Но для того, чтобы дети смогли преобразовать конус, необходимо на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации.
Такие же чудесные превращения получаются и в технике оригами, которая основана на приёмах работы с бумагой, путём сгибания её в различных направлениях. Техника оригами только в исключительных случаях допускает применение ножниц и клея. Это позволяет отнести её к достаточно сложным техникам, которые требуют огромного внимания, терпения и аккуратности со стоны детей. Неровно сложенные углы не позволят получить им желаемый результат. Первоначальным этапом обучения технике оригами в средней группе является овладение детьми самыми простыми исходными формами, варьируя которые можно получить разные образы.
Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приёмов работы с бумагой. Этот вид позволяет создавать объёмные конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи определённого характера образа, отображения стиля постройки). Приёмы аппликации в данном случае могут выступать как основные средства работы, так и дополнительные.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребёнка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность ещё более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.
Конструктивная деятельность, благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что положительно сказывается и на других видах изобразительного творчества. А именно, знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с архитектурой развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в его функциональном назначении, но и оформлении.