Оксана Мальцева
Памятка для родителей «Удовлетворение потребностей ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение последующей жизни, свойств, которые в дальнейшем составляют его индивидуальность. Посмотрим на дошкольное детство, уважаемые родители, через призму потребностей, мотивов, направленности, для чего обратимся к пирамиде потребностей А. Маслоу.
Публикация «Памятка для родителей „Удовлетворение потребностей ребенка в семье“» размещена в разделах
Все потребности человека организованы в иерархическую систему: физиологические, потребности безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или личного самоусовершенствования.
Главная мысль в том, что потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие потребностей более высокого порядка.
Физиологическая сторона потребностей (пища, вода, физическая активность) очень важна для дошкольного детства. Существует особенность – взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Полноценно удовлетворяются физиологические потребности ребёнка, значит идёт нормальное его развитие.
На период дошкольного детства приходится несколько критических периодов – 1, 2, 3 года, 6-7 лет. Эти кризисы связаны с осознанием нового уровня притязаний и потребностей. Это приводит нас ко второй ступени в пирамиде потребностей Маслоу – безопасность и защита: организация стабильности, порядка, предсказуемости событий и свободе от таких угроз, как болезнь, страх, хаос. Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если стремительно меняется обстановка вокруг. Всем известны трудности адаптационных периодов у детей при переходе сначала в ДОУ, а потом в школу. Определённый гарант удовлетворения потребности в безопасности для ребёнка - наличие в окружающей обстановке, в первую очередь в семье, в ДОУ стабильности, порядка, реализуемых в режимных моментах. Автор пирамиды потребностей утверждал, что если дисциплина и режим отсутствуют в окружении ребёнка, то не чувствует себя защищённым от внешней среды (не хочет оставаться в детском саду, просит забрать пораньше, не соглашается ехать к бабушке). Если родители воспитывают ребёнка, ничем его не ограничивая, всё разрешая, они не создают ему маяков стабильности, что в последующем приведёт к неопределённым последствиям. Родительские ссоры, случайные физические оскорбления, разлука, развод – факторы, нарушающие, необходимое для ребенка ощущение защиты и безопасности. Отсюда и возникает неуправляемость, импульсивность, гиперактивность, тревожность.
Ещё один важный момент для родителей заключается в следующей ступени пирамиды потребностей – принадлежности и любви, потребности самоуважения и т. д. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребёнка напрямую связан с потребностью ощущать любовь и принятием со стороны окружающих, и обязательно принятие со стороны сверстников. Уважаемые родители, говорите детям о своей любви к ним и интересуйтесь как у него дела в группе, с кем играет, как общается. Чем старше ребёнок, тем для него значимее общественные отношения и это означает, что ребёнок осваивает уровень пирамиды – уважения и самоуважения. Дошколята стремятся к признанию и одобрению со стороны окружающих. Дайте им признание, одобряйте их поступки, результаты. Самооценка дошкольника, как правило, завышена. Такая оценка для маленького ребёнка естественна, закономерна и служит механизмом личностной защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества или сравнивает его поведение с кем-то. Ребёнку 3-5 лет необходима похвала, положительная оценка взрослого.
При обсуждении поведения ребёнка имеет смысл оценивать не его личность в целом (хороший, добрый, а конкретные действия и поступки.
Никогда не сравнивайте своих детей с другими детьми и их достижениями!
С возрастом развивается более адекватная оценка ребёнком себя своих высказываний и т. д
При здоровых условиях (когда удовлетворению основных потребностей человека ничего не угрожает) рост приносит удовольствие и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности, а это следующая, самая высшая, потребность пирамиды – самоактуализация, что означает «быть в мире с самим собой». Мы, уважаемые родители, должны привести наших детей к этой ступени пирамиды потребностей. Поэтому в процессе самопознания и самоактуализации очень важно поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, свои силы («Я могу», самостоятельности («Я сам»). Необходимо развивать адекватную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и суждений.
Период дошкольного детства признаётся как самоценный, один из важнейших этапов в развитии становлении личности и индивидуальности человека.
Уважаемые родители, всё в Ваших руках, именно Вы можете сформировать, развить полноценную интересную, неординарную личность.
Памятка для родителей
Удовлетворение потребностей ребенка в семье
МБДОУ № 75
г. Чита, 2018г.
Педагог-психолог Мальцева О. П.