Наталья Журавлева
Памятка для родителей «Пробуждаем в детях интерес к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса — час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.
Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке. Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.
Публикация «Памятка для родителей „Пробуждаем в детях интерес к чтению“» размещена в разделах
Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.
С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что — нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.
Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.
Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым, кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.
Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются, и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Это дети с гипердинамическим синдромом, которым просто физически трудно концентрировать внимание на читаемом тексте, да и просто усидеть на месте для них трудно. Но и здесь проблема вполне решаемая. Родителям таких детей можно порекомендовать чтение коротких ритмичных стихов или коротких смешных рассказов. Читать таким детям нужно подчеркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребенка сидеть смирно во время чтения. Пусть он жестикулирует, вскакивает с места, пусть даже представляет в лицах прочитанное. Главное — хотя бы на короткое время, удержать его внимание.
Примерный список книг для детей 4 и 5 лет.
Ребенок 4 и 5 лет уже способен прогнозировать, домысливать содержание читаемой книги, комментировать прочитанное, давать оценку описываемым событиям, выбирать книгу для чтения самостоятельно, обосновывая свои литературные предпочтения. Поэтому книги могут быть уже достаточно сложны по сюжету.
Пушкин А. С. : Сказка о царе Салтане. Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о медведихе. Сказка о попе и работнике его Балде
Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?
Горький М. Воробьишко
Зощенко М. Елка. Показательный ребенок
Маршак С. Великан. Хороший день. Про все на свете. Азбука в стихах
Михалков С. Лесная академия
Цыферов Г. Цыпленок. Сказки старинного города
Сапгир Г. Алфавитные считалки. Сегодня, завтра и вчера. Людоед и Принцесса, или Всё наоборот. Раки и рыбы. Веселая математика Кубарика и Томатика
Сеф Р. Муравей. Час рассвета. Чудо
Шим Э. Сорока и Медвежонок
Заходер Б. Жили-были два соседа. Приятная встреча
Пивоварова И. Вежливый ослик. Жил да был. Разговор с сорокой. Тайна
Русские народные сказки: Журавль и цапля. Петушок — золотой гребешок и чудо-меленка. По щучьему веленью
Барто А. Вот так ребенок
Чуковский К. Тараканище. Барабек. Ежики смеются. Слониха читает
Степанов В. Три синицы на кормушке. Куда глядит ворона? Угадай сказку
Сладков Н. Кто как спит. Сорока и медведь. Сорока и мышь. Сорока и заяц
Берестов В. Воробушки
Синявский П. Про грустное и вкусное. Про сердитого шмеля
Григорьев О. Стук. Пальто
Александрова Т. Домовенок Кузька
Яснов М. Вот был бы большим. Я взрослею. Когда я стану школьником
Мошковская Э. Канатом привязали огромного слона.
Остер Г. Эхо. Где лучше бояться?
Драгунский В. Тайное становится явным
Усачев А. Солидная дама. Как Соня устроила рыбалку
Мазнин И. Почему киты молчат
Лунин В. Я — поезд. Утреннее настроение. Даю вам слово!
и другие