Елена Харитонова
Памятка для родителей «Последовательность работы по автоматизации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация поставленного звука в
изолированном виде в играх на
звукоподражание:
Как звенит комар? (З-з-з-з-з)
Как шипит змея? (Ш-ш-ш-ш-ш)
К2. Автоматизация поставленного звука в слогах и словах:
а) открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ру, Лы,
Жэ, Цо и т. п. Гласные звуки для автоматизации твердых согласных:
[А], [О], [У], [Ы], [Э]. Для автоматизации мягкого согласного все
перечисленные (за исключением [Ы]) + гласный [И];
б) автоматизация звука в закрытых слогах типа («гласный –
согласный», например: Аш, Ил и т. п. ;
в) автоматизация звука в интервокальной позиции («гласный –
согласный - гласный», например: аШэ, иЛу, оРэ и т. п. ;
г) автоматизация звука в слогах со стечением согласных: «согласный –
согласный - гласный», например: Шва, Ршу, Зме и т. п. ;
3. Автоматизация поставленного звука в словосочетаниях:
например: [Р] - гоРная веРшина; [Л] - спеЛая кЛубника; [Ж] - коЖаный
пидЖак и т. п. ;
4. Автоматизация поставленного звука в предложении:
например: [Ш] – МиШа наШел Шапку; [Л] - МиЛа еЛа ябЛоко и т. п. ;
5. Автоматизация поставленного звука на уровне текста: заучивание
стихов, потешек, скороговорок, пересказ коротких текстов
(последнее с опорой на картинку / картинки):
например: [С] - Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.
6. Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию,
артикуляции:
например: [С] - [Ш]; [З] - [Ж]; [Ш] - [Ж]; [Л] - [Р]; [Ч] - [Ть] и т. д.
Работа проводится поэтапно (под руководством специалиста, по
материалам, предоставленным логопедом! Данная схема применима при
автоматизации любого звука.
Приемы работы:
1. Отраженное, утрированное произношение с опорой на
артикуляционный образ звука, перед зеркалом, например: шшш-а,
ррр-у, ллл-ы и т. п. ;
2. Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от
утрированного произношения к нормированному. При
необходимости - использование образца произношения.
На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды
контроля за произношением:
- зрительный (зеркало, схема, артикул);
- слуховой (фонематические процессы);
- тактильный (звонкость – глухость звука, качество воздушн. струи).
ак рычит собака? (Р-р-р-р-р) и т. п