Яна Никитина
Памятка для родителей «Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые навыки
Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов.
• правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
• составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
• предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
• запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти;
• употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
Темочки:
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
• знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
• различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
• ведет диалог.
В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен.
Мышление
Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:
1. Составляет несложные логические цепочки. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку.
3. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку.
4. Владеет понятиями «один-много».
5. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
6. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее :
• легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
• надевать бусины на нитку;
• лепить шарики из пластилина;
• резать бумагу ножницами;
• собирать мозаику.
Бытовые навыки
Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:
• сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
• знает свои вещи и умеет ими пользоваться;
• расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
• убирает за собой игрушки, расставляет их по местам;
• самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
• использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
• моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
• снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Двигательные навыки
Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:
• уверенно и быстро бегает;
• играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
• легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги;
• сам забирается на горку и скатывается с нее;
• держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
• ходит задом наперед;
• ездит на трехколесном велосипеде;
• держит равновесие и прыгает на одной ноге;
• кувыркается вперед и назад.
Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут.
Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.
Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я» : «я пойду», «я сделаю».
Навыки социального общения
Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:
• ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
• воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
• во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
• в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Показатели развития : что должен знать и уметь ребенок в 3 года
Педагог-психолог Никитина Я. В