Каримова Роза
Памятка для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать
Памятка для родителей
Адаптация ребенка к детскому саду
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода :
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
Публикация «Памятка для родителей „Адаптация ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Средний срок адаптации :
• в яслях 7 – 10 дней
• в младшем дошкольном возрасте 2 – 3 недели
• в старшем дошкольном возрасте 1 месяц
В том случае, когда ребёнок не справляется с задачей адаптации к новым условиям, мы можем наблюдать симптомы трудной адаптации.
• нарушение положительного эмоционального состояния ребёнка;
• ребёнок много плачет, стремится к эмоциональному контакту с взрослыми или, напротив, раздражённо отказывается от него;
• ребёнок испытывает сложности с установлением контакта с другими детьми;
• нарушение аппетита;
• нарушение сна;
• болезненно протекает разлука с родными;
• снижается общая активность;
• общее подавленное состояние.
Облегчение привыкания к садику
Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:
подготовительный;
основной;
заключительный.
На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам. Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре. Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.
Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.
За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.
На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов. Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя. Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.
На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.
Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются. Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ.
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти способности и должны использоваться Вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ :
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь :
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у Вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.
Нужно соизмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.
Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни Вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется всё : режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).
Скорее всего Ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
5. С 4-го по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
1. Рассказывайте ребенку, что ждёт его в детском саду.
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
5. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
6. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
7. Устройте семейный праздник вечером.
8. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
9. Будьте терпеливы.
Что делать, если ребенок не хочет идти спать
1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трёт глаза, зевает).
2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй, попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
3. Во время вечернего туалет дайте ребенку возможность поиграть с водой.
4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
5. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
6. Спойте ребенку песенку.
7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.
Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки
1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.
2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
3. Убирайте игрушки вместе.
4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
7. Учитывайте возраст и возможность ребенка.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался.
1. Хороший аппетит.
2. Спокойный сон.
3. Охотное общение с другими детьми.
4. Адекватная реакция на предложения взрослого.
5. Нормальное эмоциональное состояние (жизнерадостный, активный, любопытный)
Ребенок хорошо адаптировался, если в его поведении нет
1. Крайностей
Например: излишняя активность, чрезмерная пассивность.
2. Возврата к более ранним привычкам.
Например: ребенок ест самостоятельно и вдруг снова требует,
чтобы его кормили с ложки.
3. Отставание в развитии от сверстников.
Например: в 4 года разговаривает, как в 2,5 года.
4. Непрекращающиеся трудности с элементарными вещами.
Например: кормление ребенка остается проблемой
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.
Очень важно, чтобы в первые дни ребенка в детском саду дома всё оставалось по-прежнему. Это касается и режима дня, и правил поведения. Причем о подходящем режиме дня следует позаботиться заранее. Это является частью подготовки ребенка к детскому садику.
Приводите ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители. Может, ваш ребенок и не собирался плакать при расставании с вами, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно. Расставайтесь с малышом правильно!
Отправьте вместе с ребенком в детский сад любимую игрушку. Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ребенку быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный. Скажите, что игрушка хочет в гости в детский сад, сапожки хотят погулять по дорожкам садика, нужно отнести что-то воспитателю и т. п.
Готовьтесь в садик с вечера. Перед вечерним туалетом вместе подготовьтесь к детскому саду : какую игрушку возьмете с собой, что наденете, выполнено ли задание воспитателя, все сложите в пакет и поставьте в коридор.
Старайтесь избегать других стрессовых для ребенка ситуаций. Поход к врачу, прививки, гости – все это лучше отложить на потом, когда ребенок адаптируется к детскому саду.
Ни в коем случае не ругайте и не пристыжайте ребенка за слезы и нежелание идти в детский сад, не сравнивайте его поведение с поведением других детей, лучше всячески демонстрируйте ему свою любовь. Постарайтесь не совершить двух самых распространенных ошибок в воспитании ребенка этого периода : не пугать ребенка садиком и не задабривать обещаниями подарков.
Часто сони охотнее всего встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика. Соням надо дать возможность поваляться, а значит будить их нужно пораньше. Хорошо, если взрослый встанет пораньше и сделает все свои необходимые дела, чтобы потом не раздражаться и не торопить ребенка по пустякам.
Помогайте малышу одеваться, не торопите его. Чаще подбадривайте: «Скоро станешь большой, как папа/мама и будешь все уметь сам, видишь ты уже умеешь сам одевать шапку, ты у меня совсем взрослый!».
Будьте внимательны к жалобам ребенка. Если малыш жалуется на воспитательницу и не хочет идти в садик именно из-за нее, не спешите бежать к директору и устраивать скандал. Осторожно расспросите ребенка, что именно его не устраивает, только не задавайте ему наводящих вопросов («Кричит?», «Наказывает?»). Вполне возможно, что ребенок немного хитрит и фантазирует, такие методы свойственны детской психологии в раннем возрасте. Поговорите с воспитательницей — не предъявляя претензий, просто обсудите поведение и воспитание ребенка. Скорее всего, вы сможете сообща исправить ситуацию.
Если ребенок выглядит измотанным и нервным после дня, проведенного в детском саду, не спешите паниковать, это естественно для первого времени. Многие дети становятся поначалу капризными, плаксивыми — они еще не готовы к такому обилию новой информации и эмоций. Привыкнет. Не ругайте его за плохое поведение в первые дни, за незнание или нежелание выполнять правила детского коллектива. Маленькому человечку нелегко себя контролировать целый день. Не все сразу. Позвольте ребенку выплеснуть эмоции, пошуметь, пошалить и побегать вечером, вреда от такой разрядки не будет. Пройдет совсем немного времени, и ваш малыш освоится в новой обстановке, заведет себе новых друзей и по утрам будет бежать к ним с той же радостью, что и по вечерам — в ваши объятья!
Педагог-психолог ДОУ