Юлия Николаевна Кузнецова
Памятка для родителей «Конфликты в семье»
▼ Скачать +Заказ
Конфликты между детьми и родителями самые распространённые в жизни. Невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты.
Возрастные кризисы детей могут являться факторами их повышенной конфликтности.
Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому.
В критические периоды дети становятся непослушными, капризными и раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно, с родителями.
Публикация «Памятка для родителей „Конфликты в семье“» размещена в разделах
У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
Выделяют следующие возрастные кризисы:
• Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству)
• Кризис «трёх лет» (переход от раннего детства к дошкольному)
• Кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному)
• Кризис полового созревания (переход от младшего к подростковому возрасту 10-14 лет)
• Подростковый кризис 15-17 лет
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми-подростками.
Чаще всего это конфликты из-за неустойчивости родительского отношения (постоянно меняются критерии оценок); из-за сверхзаботы (излишняя забота и сверхожидания); неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля).
Обычно подросток на притязания и конфликтные действия родителей отвечает реакциями-стратегиями:
• Оппозиции (демонстративные действия негативного характера)
• Отказ (неподчинение требованиям родителей)
• Изоляция (стремление избежать нежелательных конфликтов с родителями, сокрытие информации и действий)
Рекомендации родителям по профилактике конфликтов
• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей
• Определить трудовые обязанности каждого члена семьи; ввести традиции взаимопомощи
• Совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий
• Проявлять интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям
Рекомендации родителям в конфликтах с детьми
• Всегда помнить об индивидуальности ребёнка
• Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения
• Стараться понять требования маленького ребёнка
• Помнить, что для перемен нужно время
• Противоречия воспринимать как факторы нормального развития
• Проявлять постоянство требований к ребёнку
• Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив
• Одобрять разные варианты конструктивного поведения
• Совместно искать выход путём перемены в ситуации
• Уменьшить число «нельзя» и увеличить число «можно»
• Ограниченно применять наказание, соблюдая при этом их справедливость и необходимость
• Дать ребёнку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков
• Логически разъяснять возможности негативных последствий
• Расширить диапазон моральных, а не материальных поощрений
• Учитывать лёгкость переключения внимания у маленьких детей
Конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их.