Юлия Чайкина
Памятка для родителей «Я иду в детский сад!»
Я хочу вас предупредить, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, большое число детей, новый распорядок дня и т. п. Все это может вызвать у меня бурные реакции.
Не менее тяжело будет и моим воспитательницам и нянечкам. Но я знаю, что они хорошие и всегда придут мне на помощь. А еще в детском саду «Солнышко» есть психолог, который своевременно организовывает подготовку к приему новичков, помогает воспитателям завоевывать симпатии детей.
Публикация «Памятка для родителей „Я иду в детский сад!“» размещена в разделах
Очень важно, чтобы между вами, мои родители, и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить мой режим дня к детсадовскому, упражняйте меня в самостоятельности.
Мне немножко страшно и поэтому побудьте со мной в группе несколько дней. Это поможет мне спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогут мне освоиться в новой обстановке, познакомиться с воспитателями и детьми.
А еще я хочу брать с собой в детский сад свои любимые игрушки. Это обеспечит мне психологический комфорт.
Я так хочу в детский сад! Ведь я там не буду сидеть без дела. Меня научат лепить, петь, танцевать, делать аппликации, рисовать, конструировать. Я буду ухаживать за растениями, играть, смотреть картинки. Я знаю, меня там ждут и будут очень рады встрече со мной!
Рекомендации родителям
Делайте! Не делайте!
Радуйтесь вашему сыну и дочке
Не перебивайте ребенка
Разговаривайте с ребенком заботливым,
Ободряющим тоном
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов
Слушайте ребенка внимательно, не перебивая
Не заставляйте ребенка делать что- нибудь, если он устал, расстроен
Установите четкие и определенные требования к ребенку
Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя»
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков,
действий с ними Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание
Будьте терпеливы Не оскорбляйте ребенка
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств
Чаще хвалите ребенка Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений
Поощряйте игры с другими детьми Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)
Приобретайте развивающие игры и игрушки Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай»
Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.) Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности
Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду Не критикуйте ребенка
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать Не запрещайте общаться с другими детьми
И пусть мир покорится
Далеко не все дети «принимают» детский сад с первых дней – большинству требуется привыкание.
«Главное,что можно посоветовать родителям-отталкиваться от личностного состояния ребенка. При этом необходимо учитывать, что привыкание ко всему новому происходит постепенно. Часто родители забывают об этом и хотят, чтобы ребенок адаптировался к детскому саду сразу, особенно,если перед их глазами есть живой пример-соседский малыш, который, «принял» детсад чуть ли не с первого дня. В результате мама начинает нервничать, а эти эмоции ребенок считывает с ее лица :он видит, что у нее плохое настроение. У малыша оно тоже портится. Дети проецируют все на себя и думают, что в плохом настроении виноваты именно они. Важно помнить о том, что у всех малышей не только разные характер, темперамент,личностные особенности, но и время привыкания к чему-то новому.
Процесс адаптации состоит из нескольких стадий. Первая-стадия тревоги, когда ребенок из привычного мирка, где кроме него, родителей и бабушки больше никого нет, попадает в незнакомое место. В ДОУ для него начинается активное общение с большим детским коллективом, незнакомыми взрослыми.
В связи с этим у него возрастает тревога «Вдруг меня не заберут из детского сада?», «А если меня отдадут чужой тете?».
Этот этап сопровождается тем что у малыша может понизиться температура тела, кровяное давление, он может стать вялым, капризным. Родители в этом случае должны быть оптимистичными и настраивать свое чадо на такой же лад.
«Во время адаптации режим строят индивидуально для каждого малыша по желанию родителей. Можно начать с того, что малыш будет приходить только на завтрак или посещать режимные моменты, а потом возвращаться домой. Если у ребенка сильная поведенческая реакция на адаптацию, нельзя насильно этот процесс дожимать. Нужно отступить на шаг, чтобы потом продвинуться на три вперед. Можно начать с проговаривания 2-летнему малышу мыслей про сад в сказках, в беседах
Есть два возрастных этапа, когда ребенок хорошо привыкает к детскому саду,-- с 1,5 года до 2-х и с 2,5 до 3-х лет. С 1,5 до 2-х физическо-эмоциональная близость с мамой не осознана ребенком так, как в 2 года, когда он уже все понимает и может руководить ее поведением. В 3-и он уже знает, что можно манипулировать»Во время адаптации малыш после кратковременного посещения детского сада возвращается домой.
Родители должны внимательно смотреть, как он себя ведет. Это важно, потому что тревога и страх из-за стресса (смена привычной обстановки им расценивается именно так) могут усилиться. Если их скорректировать вовремя, это может привести к заболеванию или к обострению хронических заболеваний, потому что организм начинает вырабатывать защитную реакцию к стрессу.
Как только родители видят, что малыш заболел, они начинают тревожиться еще больше. В результате он остается дома. Это модель может закрепиться. При следующей попытке повести малыша в детский сад все повторяется. Эта ситуация опасна тем, что у ребенка могут развиться личностные манипуляции.
Родители не должны забывать о том,что за детским садом идет еще где больше людей и более жесткие законы социального бытия. Если ребенок не получит первых навыков в детском саду, то в школе он может стать отверженным.
Вашему ребенку пора совершать первые шаги в более взрослую жизнь? Догадались, что это за ступень? Правильно –посещение детского сада. Как показывает практика, далеко не всегда дети принимают этот новый образ жизни буквально с первых дней – большинству требуется привыкание или адаптация.
Готовимся заранее.
Сначала надо показать малышу детский сад снаружи - погулять по территории, поиграть с ним в какую-нибудь игру. Приходить туда нужно и в то время, когда там есть дети возможно, ребенку захочется составить им компанию. Можно попросить воспитателя разрешить прийти несколько раз на прогулку, чтобы он сам познакомился с детьми. Когда адаптация проходит плавно, тогда стресс переживается спокойнее –организм настраивается на повышенный шум, повышенные требования к нему, на множество народа вокруг.
В этот период обычно возникают внутрисемейные разногласия: мама настаивает на том, чтобы водить ребенка в детский сад, а бабушка или папа говорят: «Зачем? У нас же есть с кем оставить малыша дома!»
«Если вы хотите адаптировать ребенка к детскому саду, школе, еще к чему-то- в семье должен быть выработан единый стиль воспитания. Если что-то можно,то все говорят; нельзя, если нельзя- тогда все говорят нельзя. Возникающие разногласия способны сформировать у малыша неправильные личностные ориентации, к тому же у него опять появится возможность приспосабливаться, хитрить и обманывать,- советует М. Снычева. -Нужно следить за своим выражением лица, на котором отражаются эмоции- все должно быть четко отработано, иначе вы сами дадите ребенку возможность манипулировать взрослыми. Стоит всем один раз Маленькие хитрости
В процессе адаптации можно прибегать проявить настойчивость, и успех гарантирован в самом ближайшем будущем. Когда родители говорят, что отвели малыша в сад, он там не желает находится, всегда хочется спросить, а что же вы сделали для плавного процесса адаптации?
И к небольшим хитростям. «Разрешите ребенку принести с собой в детский сад книжку или игрушку- этот предмет ему знаком и малышу рядом с ним будет спокойнее. Еще можно принести печенье и угостить им ребят, только сначала не забудьте договориться об этом с воспитателем. В результате со стороны ребят к вашему ребенку будет совсем другое расположение. В детских садах есть психологи, которые определят, –какие проблемы, в чем причины - в семье ли, где неправильно выстраивается процесс адаптации, или все кроется в личностных особенностях ребенка. Специалист может помочь конкретными методами.
Конечно же, мама и папе спокойнее, когда любимое чадо находится рядом. Однако родительский эгоизм лучше отставить в сторону, иначе ребенок не получит тех возрастных навыков общения, которые должен получить каждый человек в определенный период. При встрече с детьми, обладающими ими, малыш без опыта окажется «загнанным в угол». Все необходимые навыки появляются только в процессе взаимодействия-родители и бабушки не в силах научить этому. Ребенок должен сам сталкиваться с проблемами и искать варианты их решения, иначе ему грозить социальная дезадаптация.
Специалисты напоминают, что все те правила, о которых говорилось в статье, хороши для основной массы детей. Важно помнить, что иногда к ребенку нужен особый подход. В этом случае родителям и малышу способен помочь психолог.