Короткова Юлия
Памятка для родителей «Игры и упражнения на закрепление временных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей "Игры и упражнения на закрепление временных представлений"
Автор- составитель: Короткова Ю. В., воспитатель
К требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. В словесные игры можно играть с детьми везде и всюду, включать их в любое время в режимных моментах. Ребёнок, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
Упражнение «Говорящие вещи»
«Шорох – морох в серых норах слово вспыхнуло, как порох!
До небес огонь горит вещи могут говорить».
На игроков надевают маску с картинкой предметов, и он описывает предмет от первого лица, например:
Мы резиновые сапожки нас купили для Серёжки, чтоб он мог ходить весной по лужам.
Мы деревянные лыжи нас тоже купили в магазине только для Наташи. Она будет кататься не весной, а зимой по снегу. И т. д.
Интерактивная технологи я «Карусель»
Рассмотрев, картинки игроки по очереди задают вопрос своему напарнику, например: вопрос: Дети катаются на санках с горки. Когда это бывает? –
ответ: Дети катаются на санках зимой.
Затем можно поменяться местами в паре и продолжить игру. Таким образом, хорошо известная словесная игра «когда это бывает» становится интересней и решает несколько задач сразу.
Интерактивная технология «Умный мяч»
Взрослый бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок в свою очередь бросают обратно дают ответ. Можно провести игру словесную «доскажи словечко», «скажи наоборот». Например: Зимой дни холодные, а весной дни теплые. Зимой снег чистый, а весной грязный. Зимой погода чаще пасмурная, а весной погода чаще ясная. Зимой лед на реке толстый, а весной лёд тонкий. Зимой солнце на небе низко, а весной солнце на небе высоко. Одни сосульки короткие, другие длинные. И т. д.
Игра «Части суток»
На полу или столе на небольшом расстоянии один от другого лежат четыре квадрата определенного цвета, обозначающие часть суток: желтый – утро, красный – день, синий – вечер, черный – ночь.
Взрослый читает стихи, предлагает ребенку встать возле той части суток, которая была раньше (позже) той, о которой говорится в стихотворении.
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
А. Фет
Случится, в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше.
Присядь, попробуй на пенек,
Не торопись. Послушай.
Я. Аким
Ярко звезд мерцанье
В синеве небес,
Месяца сиянье
Падает на лес.
В. Никитин
Весело сияет
Месяц над селом,
Белый свет сверкает
Синим огоньком.
В. Никитин
После выполнения задания предложить детям ответить на вопросы:
– О какой части суток говорится в каждом стихотворении?
– Как можно назвать одним словом: утро, день, вечер, ночь? (сутки)
Игра проводится несколько раз с изменением задания.
Игра «Назови пропущенное слово»
Дети стоят в кругу. Взрослый начинает фразу, например: «Солнышко светит днем, а луна…», и бросает мяч играющему. Тот, поймав мяч, добавляет недостающее слово. Теперь ведущим становится ребенок.
Задания могут быть разнообразные:
«Утром я пришла в детский сад, а домой вернулась…»,
«Если за понедельником был вторник, то за четвергом…»,
«Если вчера была пятница, то сегодня…»,
«Каждое воскресенье мы ходим в кино, и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?»,
«Зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну?»
Содержание заданий может включать понятия: части суток, времена года, месяцы, дни недели. Взрослый поощряет оригинальные задания, предложенные ведущими.
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Взрослый бросает мяч и начинает предложение: «Мы лепили зайчика из пластилина – когда?» Ребенок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос. Примерные фразы:
«Когда было занятие по физкультуре? (Вчера.)
Когда будет музыкальное занятие? (Завтра.)
Когда мы будем заниматься математикой? (Сегодня.)
Игра «Живая неделя»
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 7.
1-й вариант. Карточки с цифрами от 1 до 7 перемешивают и раскладывают на столе изображениями вниз. Ребенок берет одну карточку и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Берет следующую карточку «Я – вторник. Какой день следующий?» И так далее.
Для усложнения карточки можно перемешать и перевернуть.
2-й вариант. Предложить назвать дни недели, которые идут перед пятницей (после вторника; между средой и воскресеньем и т. д.).
Или:
– Седьмой день, назови себя и скажи, в каких сказках встречается число семь.
– Третий день недели, назови себя и вспомни пословицы с числом три.
Для усложнения карточки днями недели выстраиваются от любого дня недели.
Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Взрослый бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй – вторник». Ребенок, поймав мяч, называет три дня подряд: «Среда, четверг, пятница…» и бросает мяч со словами: «Я начну – … (называет любой день недели)».
Игра продолжается.
Игра «Какое слово подходит?»
Взрослый задает ребенку различные вопросы, например: «Месяц зимы – это… (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) – октябрь, сентябрь, ноябрь, февраль». Ребенок, услышав название зимнего месяца, отвечают: «Февраль».
Вопросы:
– Время года – это… (утро, вечер, день, осень?
– Месяц лета – это… (апрель, март, май, июнь?
– Время суток – это… (зима, лето, осень, ночь?
– Месяц осени – это… (июнь, июль, август, сентябрь?
Игра «Двенадцать месяцев»
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 12.
На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 12 изображениями вниз. Взрослый задает вопросы:
– Первый месяц года, как тебя зовут? Второй?
– Июнь, между какими месяцами ты находишься?
– Октябрь, ты какой месяц по счету в году?
Карточки возвращаются на стол, перемешиваются, игра повторяется.
– Апрель, в каких сказках встречается твой месяц?
– Сентябрь, назови сказку, в которой встречается твое время года.
– Февраль, вспомни пословицу о своем времени года.
– Декабрь, придумай загадку о своем времени года.
Есть еще один из способов для успешного обучения. Можно вместе с ребенком сделать карту времен года, на которой отобразить все месяцы картинками. Совместный досуг послужит не только обучающим методом, но и хорошим развлечением. На такой своеобразной карте необходимо отразить особенности каждого месяца, чтобы ребенок видел и мог впоследствии ассоциировать, например, сентябрь со школой, а декабрь – с Новым годом.
У нас в группе она такая:
Для ребенка-дошкольника овладение умением ориентироваться во времени дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическими. Когда стоит начинать обучать ребенка определению времени? Оптимальный возраст для процесса обучения - это период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Однако, нужно создавать подготовительные условия для овладения ребенком этим жизненно необходимым умением.
Удачи вам и вашим детям!