Анна Александровна Калёнова
Памятка для родителей «Что могут сделать родители для успешного развития речи?»
1. Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы, так как это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также желание познать мир.
2. Чаще разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.
Публикация «Памятка для родителей „Что могут сделать родители для успешного развития речи?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слышать и слушать: учите его слушать окружающие звуки и различать их: "Вот слышишь, едет машина, а это шумит пылесос, а что это? Да, правильно, это часики". Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки, отгадывать, что как звучит, а что не звучит.
4. Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет и вымолвить магические слова: "Дай", как их желание сразу осуществляется. Но такое положение вещей не удовлетворяет потребности малыша в развитии речи как средства общения с другими людьми. Понимать его будете лишь вы и близкие люди. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы.
5. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете.
6. Учите с ребёнком сказки, стихи, так как запоминая их и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует внимание и память и внимание.
7. Учите малыша строить связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжечках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность представить себе события, которые должны состояться, суметь найти форму для рассказа о них и высказывания. Для этого, рассматривая книжечку, задавайте вопросы мылышу: кто это (кошка, какая кошка (смешная, белая, пушистая, что она делает (пьёт молочко) и т. п. А потом, подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: это маленькая пушистая кошечка, у неё есть молоко и она его пьёт. Через время ваш ребёнок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, события и собственные игрушки.
Осваивая язык, ребёнок начинает использовать его не только для общения с другими людьми, но и для того, чтобы планировать собственную деятельность. У него постепенно формируется так называемый язык "для себя". Однажды вы заметите, что ваш ребёнок сопровождает собственные игры непонятным бормотанием, словами, которые не обращены ни к кому лично. Со временем он не просто будет комментировать, что делает, но и будет планировать словесно свои будущие действия. Вы поможете своему малышу, если научите его рассказывать о том, что он планирует делать сначала вам. Спрашивайте каждый раз: "Что ты хочешь делать? Куда положишь эту игрушку? Кто будет кататься на машине сначала: мишка или кукла?" Такие рассказы помогут ребёнку быстрее научиться планировать собственные действия, будут содействовать развитию внутреннего языка и мышления.