Татьяна Цыбулько
Памятка для родителей «Азбука поведения за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
"Азбука поведения за столом"
Сервируем стол.
Несколько слов о самой сервировке стола и правилах поведения во время приема пищи. Если вы обучаете ребенка раскладывать столовые приборы на столе, то должны, прежде всего, сами знать, как правильно ставить тарелки и стаканы, куда класть ложки и вилки. Итак, стол лучше накрывать скатертью. Справа от тарелки кладется суповая ложка, затем, если потребуется, нож, слева – вилка. Десертную ложку нужно класть над тарелкой повернутой влево, десертную вилку – там же, но повернуть вправо. Стаканы и бокалы ставятся над ножом, салфетки кладутся на тарелку либо слева от вилки.
Публикация «Памятка для родителей „Азбука поведения за столом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Как правильно вести себя за столом.
Прежде всего, проверьте, правильно ли вы сидите.
Сидеть следует прямо, не сгибаясь над тарелкой. Нельзя класть локти на стол.
С общего блюда еду брать можно только общей ложкой (вилкой или щипчиками). Не путайтесь со своими приборами: твердую пищу едят ножом (держат в правой руке) и вилкой (в левой руке, мягкие мясные блюда (котлеты) всегда едят без ножа. Как только вы закончите есть, положите приборы на тарелку (а не на скатерть).
Не торопитесь! Ешьте маленькими кусочками! При этом принято от ломтика хлеба отламывать, а не откусывать кусочки и есть порциями. Если вы едите суп и осталось еще немного на донышке, слегка приподнимите тарелку от себя (а не к себе).
Чайной ложкой мешают чай, не вынимая из чашки, кладут на блюдце.
Важна и тема разговора.
Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
Манерам можно и нужно учить детей с того момента, когда они начнут говорить. Слова «пожалуйста» и «спасибо» являются общепринятой манерой поведения. Родители, которые показывают перед детьми хорошие манеры, часто видят, что дети начинают пользоваться соответствующими манерами.
Вопросы о манерах:
Когда ребенок выражает плохие манеры, не нужно читать лекции, нужно учить! Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина.
Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.
Сходите в ближайшую библиотеку. Выберите несколько детских книжек, которые посредством историй учат хорошим манерам. Используйте эту книгу в качестве сказки на ночь, во время обеда, играя с друзьями и т. д.
Учите своих детей соответствующим сигналами или языком тела (нежели своим голосом, чтобы напомнить им о том, что нужно пользоваться хорошими манерами.
Обучая ребенка правилам поведения за столом, не забываем и о том, что пишут о них любимые писатели и поэты.
Есть много книг про этикет, их чтение поможет закрепить знания. Например, «Азбука этикета» В. Г. Дмитриевой:
Должен быть во всем порядок.
Вы запомните друзья:
Слишком быстро есть не надо,
Слишком медленно – нельзя.
Если ребенок ест не все или ест мало, познакомьте его со стихотворением «Про девочку, которая плохо кушала»
С. Михалкова:
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
Стихов, которые могут вернуть аппетит малоежке, в литературе достаточно. Например, история про бутерброд А. Усачева («Что такое бутерброд?», произведение о молоке и как его быстрее выпить С. Капутикян («Кто скорее допьет», веселое стихотворение о каше И. Мазнина («Каша», о хорошей девочке Маше.
В книгах пишут о вкусной еде, о том, как вести себя за столом и как помочь родителям научить этому малыша. От мам и пап требуется читать ребенку эти книги, обучать, украшать стол, стараться делать так, чтобы еда была красивой и необычной, и, конечно же, соблюдать этикет самим. Никогда не забывайте: сколько бы вы ни рассказывали о правилах, самый важный пример для ребенка, который всегда перед глазами, - любимые мамочка и папочка.
За столом играть не рекомендуется, но кто сказал, что нельзя «играть в застолье»?
1.
«Локотки»
. Формирует правильную осанку за столом. Приучает есть, не кладя локти на стол. Итак, вложите себе и ребенку под мышки книги, мягкие игрушки или другие легкие предметы. Положите в тарелку немного еды и приступайте к поглощению пищи. Выигрывает тот, кто сможет продержаться весь обед с прижатыми локтями.
2.
«Обед вельможи».
Позволяет собрать воедино правила этикета, поменяться местами. Представьте, что вы – неграмотный вельможа, а ваш малыш – король – воспитанный и учтивый, хорошо знающий все тонкости этикета. И вот вельможа приглашает короля к себе на обед, при этом нарушая за столом все правила. Ваша задача – допустить как можно больше ошибок. Задача ребенка сделать вам замечание и в конце установить наказание за такое поведение (может быть штраф, домашнюю работу или что-то другое). Хорошо в этой игре сделать акцент на том, что воспитанный гость не опаздывает и назначить время.
3.
«День рождения».
Кто сказал, что день рождения бывает только раз в году? Устройте с ребенком еще один, а может, даже несколько. Пусть он пригласит маму в качестве единственного, но самого дорогого гостя (или сразу маму и папу). Дайте крохе немного угощения, которым он может покормить гостя или гостей. Пусть ребенок самостоятельно сервирует стол, оденется и встретит вас. Придите вовремя (ведь он учится хорошим манерам прежде всего от родителей) и обязательно с небольшим подарком. Ведите себя не как дома, а как в гостях.
4.
"Сказка на новый лад"
(«Винни-Пух» или «Буратино»). Помните, как некрасиво себя вел ваш любимый медвежонок в гостях у кролика? Правда, неприлично? А как поступили хитрая Лиса Алиса и Кот Базилио с Буратино, завязав ему рот в харчевне «Три пескаря»? А ведь ребенок смотрит и думает, что такое в порядке вещей. Обязательно пересмотрите с ним эти сказки, объясните, почему герои не правы. Пусть ребенок разыграет нового вежливого Винни-Пуха или добрую и щедрую Лису.