Папки-передвижки

Памятка для педагогов «Разработка основной образовательной программы»

Шихова Ольга Федоровна
Памятка для педагогов «Разработка основной образовательной программы»
▼ Скачать + Заказать документы

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Разработка основной образовательной программы

Программа должна :

соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

Публикация «Памятка для педагогов „Разработка основной образовательной программы“» размещена в разделах

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной

образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив

проблемные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой

группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из

принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение

оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме,

наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-

пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы,

положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить чем надо пополнить развивающую

предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью

Формирование навыков ИКТ

Педагог должен уметь :

1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д).

2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе.

3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций.

5. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д). Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel.

6. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Ожидаемый результат:

-Повышение ИКТ–компетентности педагогов ДОУ.

-Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Методы и приемы, способствующие формированию самостоятельности

и развитию детской инициативы

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы.

К таким методам можно отнести:

Методы и приемы Аспекты развития

Игровая деятельность. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и

методов, их последовательность и взаимосвязь будут

способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы.

Задача воспитателя - мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Дидактическая игра. Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной

практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация). Формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств

художественной выразительности.

Трудовая деятельность. Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения : это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке

своей работы

(Эльконин Д. Б.).

Познавательно-

Стимулирует развитие поисково - познавательной

исследовательская

деятельность. деятельности детей.

Самоорганизованная

деятельность. Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Игровые развивающие

технологии. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

Метод «проектов». Способствует социальному воспитанию детей ( пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация

мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

Создание и своевременное

Обновление развивающей предметно-пространственной среды. РППС обеспечивает ребенку познавательную активность, она должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер, предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Развитие коммуникативных

качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырё х составляющих:

- развитие умения сотрудничать;

- развитие умения активно слушать;

- развитие умения самостоятельно высказываться;

- развитие умения самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

Речевые игры и упражнения преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить

задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.

Алгоритм проведения мониторинга:

Первый этап - определяются цели и задачи наблюдения (например,

выявление особенности поведения ребенка со сверстниками). Определение

тематики наблюдения помогает им увидеть то, что в иных условиях могло бы

остаться незамеченным.

- определяются несколько детей, за которыми будет вестись наблюдение в

течение дня.

- выбирается ситуация наблюдения, когда наиболее целесообразно

наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью при

этом, не нарушив образовательного процесса.

- выбирается способ фиксации результатов.

Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об

особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это

представление, проводится второй этап диагностики.

Второй этап – уточняющий – опирается на дополняющие наблюдения

методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы,

небольшие экспериментальные задания, простые тесты. Используются также

специальные методики диагностики, описанные ниже. Эти методики

проводятся выборочно, а не со всеми детьми и только в том случае, если

наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества

и оценить его.

Третий этап – окончательный – заключается не только в обобщении

данных, полученных в результате предварительного и уточняющего этапов,

но и в сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и

выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.

Разработка индивидуального маршрута ребенка

Этапы создания индивидуального маршрута ребенка

1 этап. Выбор

Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению

индивидуального маршрута развития

2 этап. Наблюдение

1. Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

2. Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

3. Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

4. Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап. Диагностика

1. Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное

диагностическое обследование)

2. Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития

ребенка

3. Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап. Работа

1. Подбор индивидуальных заданий

2. Связь с родителями и педагогами

3. Домашние задания

4. Корректировка задач, методов работы с ребенком

5 этап. Контроль

1. Итоговая диагностика

2. Представление работ ребенка на мероприятиях в ДОУ

Можно сделать вывод, что индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогами персональный путь развития иреализации личностного потенциала ребенка.

Публикации по теме:

Целевые ориентиры для детей раннего и дошкольного возраста как результат освоения основной образовательной программы Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образованияявлялось формирование интегративных качеств, то требования Стандарта.

Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы по реализации основной образовательной программы ДОУ Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы по реализации основной образовательной программы МБДОУ ДС №13 «Родничок».

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3 Взаимодействие с педагогами учреждения За отчетный период совместно с музыкальным руководителем и педагогами детского сада подготовили.

План реализации коррекционной части основной адаптированной программы Понедельник___ Время Фронтальная коррекционно-образовательная деятельность 9.00-9.20 Тема: № 37 «Звуки Г, Г’, буква Г» Источник:.

Презентация адаптированной программы по реализации основной общеобразовательной программы педагога-психолога АДАПТИРОВННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет группы.

Презентация к рабочей программе по реализации основной образовательной программы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Селиверстовой Ларисы Ивановны, педагога-психолога Пгт. Высокий, 2018.

Рабочая программа подготовительной группы на основе основной общеобразовательной программы в соответствии ФГОС Содержание I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 3 1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы дошкольного образования 3.

Региональный компонент — социально значимая часть основной образовательной программы ДОУ Мир сказок, это - мир невероятных приключений и интересных иллюстраций – это то, с чем дети сталкиваются с малых лет. И хотя многие впечатления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для педагогов «Разработка основной образовательной программы»
Опубликовано: 19 июня 2019 в 19:39
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка для педагогов «Разработка основной образовательной программы»» (включая файлы) размещена пользователем Шихова Ольга Федоровна (УИ 646988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД