Шихова Ольга Федоровна
Памятка для педагогов «Разработка основной образовательной программы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Разработка основной образовательной программы
Программа должна :
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
Публикация «Памятка для педагогов „Разработка основной образовательной программы“» размещена в разделах
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной
образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив
проблемные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой
группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из
принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение
оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме,
наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-
пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы,
положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить чем надо пополнить развивающую
предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью
Формирование навыков ИКТ
Педагог должен уметь :
1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д).
2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе.
3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.
4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций.
5. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д). Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel.
6. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Ожидаемый результат:
-Повышение ИКТ–компетентности педагогов ДОУ.
-Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
Методы и приемы, способствующие формированию самостоятельности
и развитию детской инициативы
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы.
К таким методам можно отнести:
Методы и приемы Аспекты развития
Игровая деятельность. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и
методов, их последовательность и взаимосвязь будут
способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы.
Задача воспитателя - мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
Дидактическая игра. Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной
практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация). Формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств
художественной выразительности.
Трудовая деятельность. Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения : это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке
своей работы
(Эльконин Д. Б.).
Познавательно-
Стимулирует развитие поисково - познавательной
исследовательская
деятельность. деятельности детей.
Самоорганизованная
деятельность. Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Игровые развивающие
технологии. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
Метод «проектов». Способствует социальному воспитанию детей ( пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация
мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.
Создание и своевременное
Обновление развивающей предметно-пространственной среды. РППС обеспечивает ребенку познавательную активность, она должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер, предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Развитие коммуникативных
качеств.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырё х составляющих:
- развитие умения сотрудничать;
- развитие умения активно слушать;
- развитие умения самостоятельно высказываться;
- развитие умения самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
Речевые игры и упражнения преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить
задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.
Алгоритм проведения мониторинга:
Первый этап - определяются цели и задачи наблюдения (например,
выявление особенности поведения ребенка со сверстниками). Определение
тематики наблюдения помогает им увидеть то, что в иных условиях могло бы
остаться незамеченным.
- определяются несколько детей, за которыми будет вестись наблюдение в
течение дня.
- выбирается ситуация наблюдения, когда наиболее целесообразно
наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью при
этом, не нарушив образовательного процесса.
- выбирается способ фиксации результатов.
Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об
особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это
представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап – уточняющий – опирается на дополняющие наблюдения
методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы,
небольшие экспериментальные задания, простые тесты. Используются также
специальные методики диагностики, описанные ниже. Эти методики
проводятся выборочно, а не со всеми детьми и только в том случае, если
наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества
и оценить его.
Третий этап – окончательный – заключается не только в обобщении
данных, полученных в результате предварительного и уточняющего этапов,
но и в сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и
выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.
Разработка индивидуального маршрута ребенка
Этапы создания индивидуального маршрута ребенка
1 этап. Выбор
Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению
индивидуального маршрута развития
2 этап. Наблюдение
1. Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
2. Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
3. Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
4. Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика
1. Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное
диагностическое обследование)
2. Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития
ребенка
3. Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа
1. Подбор индивидуальных заданий
2. Связь с родителями и педагогами
3. Домашние задания
4. Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль
1. Итоговая диагностика
2. Представление работ ребенка на мероприятиях в ДОУ
Можно сделать вывод, что индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогами персональный путь развития иреализации личностного потенциала ребенка.