Светлана Курик
Памятка для молодых специалистов «Правила посещения семьи воспитанника»
▼ Скачать + Заказать документы
Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей. Эффектное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители, воспитатель заранее знакомится с содержанием анкеты воспитанника, где указаны данные о семье. Подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку. Каждая семья к приходу воспитателя относится по-разному: одни накрывают праздничный стол, другие даже не предлагают пройти дальше прихожей. Но, независимо от этого, воспитателям важно помнить, что, посещая семью, они проводят работу по ее изучению, а не просто пришли в гости. Поэтому как положительные, так и отрицательные проявления представляют собой определенную ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок. При этом любой прием не должен повлиять на отношение педагогов к ребенку, семье, а полученная информация должна носить строго конфиденциальный характер. Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию:
Публикация «Памятка для молодых специалистов „Правила посещения семьи воспитанника“» размещена в разделах
1. Состав семьи, профессия и образование родителей.
2. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи : ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье (нужное подчеркнуть,
3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание, подготовка к школе и т. п.
5. Как родители понимают роль дошкольного детства в формировании личности ребенка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
7. Система воспитательных воздействий на ребенка:
участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;
непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком;
отсутствие воспитания.
8. Организация совместных форм деятельности в семье :
вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение на ребенка каких-то обязанностей;
разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция школьника от домашних событий.
9. Создание развивающей среды в семье игровой и книжный уголок, наличие пособий, игр и др.
Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируется медицинскими работниками и воспитателями под руководством методиста детского сада. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.
При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:
не приходить в семью без предупреждения
не планировать свой визит дольше чем на 15-20 минут (чтобы не быть обременительным)
не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде. Если родители растерялись, придите им на помощь: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть, поговорить?»
нельзя вести беседу в агрессивных тонах
не поучайте родителей, а советуйте им
желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.
Специалисты по общению отмечают, что при проявлении искреннего интереса к собеседнику происходит переключение внимания на положительные стороны друг друга, в диалоге с родителями этому будут способствовать вопросы, приведенные в таблице.
Вопросы, способствующие проявлению искреннего интереса к родителям